• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Тот, кто молчит не говоря истины, является немым шайтаном?

Время чтения: 3 мин
190

Фото: Damir Khabirov/ shutterstock.com

Фото: Damir Khabirov/ shutterstock.com

Вопрос: 

– Очень часто я хочу сказать правду при разных обстоятельствах, но дабы не вызывать споры, замолкаю. Правильно ли это и является ли это порицаемым с точки зрения ислама? (Мансур К.)

Ответ: 

– Болезней сердца существует множество. Великие ученые ислама, в частности Имам аль-Газали, подчеркивали важность очищения сердца, поскольку без этого крайне сложно достичь совершенства в поклонении.

Если сердце порочно, каждый акт поклонения становится испорченным, и в конечном итоге вся наша жизнь лишается благодати. То, что Вы описываете в своем вопросе, больше относится к болезни мягкотелости. 

Злодеяния и бедствия сердца, или как помочь самому себе

Мягкотелость – одна из болезней сердца

Мягкотелость подразумевает слабость и апатичность в вопросах религии. Например, когда человек остается безучастным и безмолвным, видя как другие люди совершают грех или что-то запрещенное, имея при этом силу исправить ситуацию, не боясь вреда для себя. Это является харамом.

В одном из хадисов говорится: «Тот, кто молчит не говоря истины, является немым шайтаном».

Противоположностью мягкотелости является твердость и непреклонность в вопросах, касающихся религии.

В одном из аятов Аллах Всевышний говорит:

يُجَاهِدُونَ فِي سَبِيلِ اللّهِ وَلاَ يَخَافُونَ لَوْمَةَ لآئِمٍ

«Они будут бороться на пути Аллаха и не станут бояться упреков порицающих» (аль-Маида 5/54).

В одном из хадисов говорится:

قُلِ الْحَقَّ وَ اِنْ كَانَ مُرًّا

«Говори истину, даже если она горька».

Если же молчание в данной ситуации необходимо для устранения вреда, то это будет разрешенным. Более того, в некоторых случаях это будет считаться мустахабом.

Также одним из бедствий сердца является сближение с людьми и испытывание одиночества, оставаясь без них.

Чувство одиночества испытываемое человеком оставшимся без тех людей, с которыми он сблизился и к которым привязался, является порицаемым.

Поэтому было сказано: «Желание сблизиться с людьми, является признаком убытка». Точно так же считается порицаемым попытка обрести спокойствие в чем-то из мирских благ.

Салику (путнику следующему по пути духовности) же надлежит искать душевное успокоение в поминании Аллаха и поклонении, а при встрече с обычными людьми испытывать неудобства.

Однако эти неудобства не должны быть следствием высокомерия и самодовольства, а должны быть следствием того, что он был отвлечен зикра, размышлений и поклонения.

3 вида сердца в исламе: можно ли излечить «мертвое» сердце?

Имам Биргиви «Тарикату Мухаммадийя»

Социальные комментарии Cackle