Сестра поставила на аватар черную картинку со словом "траур". Дозволено ли это если она не теряла ни мужа, ни родственников и по шариату не может находиться в трауре?
Вопрос:
Моя сестра установила в качестве заглавной фотографии на личной странице в соц. сети черную картинку со словом траур из-за событий, происходящих в одной стране. Я сказал ей, что в исламе траур возможен только в двух случаях:
1) Когда у женщины умирает муж, и она носит траур четыре месяца и десять дней;
2) Когда у женщины умирает родственник, и она носит траур три дня.
А в остальных случаях женщина не может быть в трауре, не говоря уже о том, чтобы использовать черный цвет для обозначения траура.
На это сестра мне ответила, что картина не противоречит шариату, т.к. не подразумевает траура в богословском понимании, как и не опровергает его, и данная ситуация допускает широкую трактовку. При том, что она живет своей обычной жизнью, делая все, что не может делать женщина в трауре. А картина, которую она поместила у себя на странице, не что иное как просто способ выражения ее чувств.
Какое же богословское решение в данном вопросе? И права ли сестра в своем ответе?
Ответ:
Нет сомнения в том, что в шариате слово «траур» имеет определенное значение, в котором оно упоминается в некоторых хадисах, как например, слова Пророка (мир ему и благословение Всевышнего!): «Не разрешено женщине, верующей в Аллаха и в Судный День, находиться в трауре по кому-либо больше трех дней, кроме как по своему мужу – 4 месяца и 10 дней» .
В случае же подобных картин, выражающих что-либо, то значения слов, написанных на них, могут нести смысл отличающийся от своего основного значения. И как сказала ваша сестра, она знает, что понимается под словом «траур» в шариате, при этом в данный момент она не находится в трауре и не соблюдает ничего из того, что должна соблюдать женщина в этом состоянии.
В конечном итоге данная картина со словом «траур» – это символ, с помощью которого она выражает свою грусть, печаль, боль и т. п. Нет ничего плохого в том, чтобы выражать свои чувства таким образом, и в шариате нет никаких указаний на запретность этого.
Однако, тем не менее, следует быть осторожным тому, кто использует подобные картины для выражения своих чувств. Потому что шариат запрещает то, что подразумевает восхваление человеком самого себя, своей партии или общины, а также то, что указывает на гибель кого-либо, кроме самого себя. Имам Муслим передает слов Абу Хурейры (р.а.) о том, что Пророк (мир ему и благословение Всевышнего!) сказал: «Если скажет человек: «Пропали [эти] люди!» – [значит], он является самым пропащим из них».
Абу Дауд передает слова имама Малика по поводу этого хадиса: «Если человек говорит подобные слова, желая выразить своё сожаление в связи с тем, что он видит, что происходит у людей в делах религии, то я не вижу в этом ничего дурного. Если же он говорит это из тщеславия и презрения по отношению к людям, тогда такие слова следует считать порицаемыми и запретными».
Ученые согласны в том, что порицание, выраженное в хадисе, относится к тому, кто ругает людей и говорит о них с презрением и пренебрежением, желая себя возвысить, не ведая при этом, что предопределено людям Всевышним Аллахом. Но нет плохого в том, что человек так говорит, сожалея об упущениях, которые допускают люди, и он сам, в делах религии.
Islam-Today