Правда ли, что во время чихания принимаются дуа?
Вопрос.
Недавно встретил такой хадис: «Если ты чихнул во время чтения дуа, то знай же, это знак того, что оно сбылось!» Является ли он достоверным? И всегда ли чихание означает, что дуа было принято?
Ответ.
В источниках нам не удалось найти хадис, упомянутый в вашем вопросе. Однако есть другой риваят, в котором говорится: «Одним из моментов, когда принимается дуа, является момент чихания». Хайсеми, передавший данный хадис от Таберани, пометил его, как достоверный. (См. Муджмау’з-Заваид, 4/181).
Однако смысл этого хадиса совершенно другой, в нем говорится, что чихнув, нужно прочесть определенное дуа. По мнению мусульманских ученых, чихнувший человек должен сказать: «Альхамдулиллях», а тот, кто услышит этот тахмид: «ЙархамукАллах (в пер. «Да смилуется над тобой Аллах»).
Известно, что однажды возле нашего Пророка (мир ему) чихнули двое людей. За одного из них Пророк (мир ему) совершил дуа, а за другого – нет. Окружающие спросили о причине, на что Пророк Мухаммад (мир ему) ответил: «За поблагодарившего Всевышнего я прочёл дуа, а за не благодарившего – нет» (Маджмау’з-Заваид, 8/58).
О пользе и необходимости чтении дуа после чихания говорится и в хадисе Абдуллах ибн Масуда:
«У мусульманина перед своим собратом по вере есть несколько обязанностей:
1) при встрече – поприветствовать его;
2) принять приглашение, когда его пригласят;
3) когда кто-то чихнёт и скажет: «Альхамдулиллях», то другому нужно, прочитать за него молитву, сказав: «Да одарит тебя Всевышний благом!»;
4) хорошо говорить о брате в его отсутствии;
5) желать своему брату всего того хорошего, чего желаешь себе, и не желать того, чего не желаешь себе» (Маджмау’з-Заваид, 8/186).
Islam-today