Положение мусульманина во время азана с точки зрения четырех мазхабов
Вопрос:
Если человек вошел в мечеть во время чтения азана, может ли он сесть или он должен слушать азан стоя?
Ответ:
По мнению ханафитского мазхаба, слушание азана является ваджибом, по мнению других мазхабов, это является сунной. При чтении азана для сидящего является сунной встать на ноги, а для идущего остановиться (Вехби Зухайли, аль-Фикхуль-Ислами, 1/555).
По мнению шафиитов, если человек вошел в мечеть во время чтения азана, то он не должен сразу приступать к совершению намаза тахиййатуль-масджид, вместо этого он должен дослушать азан до конца, стоя на ногах. Таким образом, он получит вознаграждение и за тахиййатуль-масджид (приветствие мечети. После входа в мечеть читается 2 рака'ата.), и за ответ муэдзину на призыв к молитве (Вехби Зухайли, аль-Фикхуль-Ислами, 1/555).
Из вышесказанного следует, что находиться в каком-то определенном положении при чтении азана не является ни фардом, ни ваджибом. То есть не является обязательным нахождение в сидячем положении или же стоя на ногах.
По мнению шафиитского мазхаба, намаз тахиййатуль-масджид следует совершить до того, как человек сядет. Поэтому если человек вошел в мечеть во время азана, то, по шафиитскому мазхабу, азан следует дослушать до конца стоя. Если же человек сядет, то будет считаться, что он совершил макрух, так как он пропустил сунну и не совершил тахиййатуль-масджид (аль-Маджму, 4/51-52).
По мнению ханафитского мазхаба, даже если человек после входа в мечеть присядет, это не лишает его возможности совершить намаз тахиййатуль-масджид (Раддуль-Мухтар, 2/19). Исходя из этого, последователь ханафитского мазхаба может во время азана сесть на место, а после его окончания встать и совершить тахиййатуль-масджид.
Islam-Today
Понравилась статья? Пожалуйста – репост!