Почему некоторые намазы читаются шепотом, а некоторые вслух?
Ответ:
Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо вспомнить о тех трудностях, которые испытывали мусульмане в Мекке, в то время, когда намаз стал фардом.
В те дни, когда посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) вернулся из Мираджа, и стал совершать пятикратный намаз, идолопоклонники вели себя крайне бессовестно. Они наблюдали за тем, как он совершал намаз, слушали читаемые аяты, а затем начинали издеваться над ним и оскорблять. Они так же добавляли к аятам сочиненные ими стихи, пытаясь ввести людей в заблуждение.
Посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) и всех мусульман очень огорчало то, что идолопоклонники издевались на аятами, которые мусульмане читали вслух во время намаза.
В эти дни был ниспослан 110-й аят суры аль-Исра: «Не совершай свой намаз громко и не совершай его шепотом, а выбери среднее между этим», в котором содержится указание на то, что в намазах, совершаемых днем, Коран следует читать шепотом, а в вечерних и в утреннем намазе, вслух.
Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) немедленно последовав за этим аятом, стал читать Коран шепотом в полуденном и послеполуденном намазах. Отныне идолопоклонники не слышали чтения Корана, и не могли издеваться над ним.
А по вечерам они находились в своих домах, и не выходили к тому месту, где посланник Аллаха совершал свои намазы.
Таким образом, мусульмане, совершая днем, намазы шепотом, избавились от издевательств идолопоклонников. А по вечерам они находились в своих домах, будучи занятыми своими делами.
Из всего вышесказанного следует, что до этого мусульмане совершали все пять намазов вслух. Однако из-за издевательств идолопоклонников, пришло повеление совершать дневные намазы шепотом. И посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) в точности выполнил это повеление.
Однако джума-намаз и праздничные намазы продолжают совершаться вслух, несмотря на то, что они совершаются днем. Так как джума-намаз стал фардом через неделю после того, как посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) совершил переселение в Медину. А праздничные намазы стали совершаться во втором году хиджры. Таким образом, когда мусульмане стали совершать джума-намаз и праздничные намазы, идолопоклонники уже не имели возможности издеваться над ними.
Однако в память о тех трудностях, с которыми сталкивались мусульмане в Мекканский период, мы продолжаем совершать дневные намазы шепотом, а утренний и вечерние намазы, вслух.
Islam-Today