Нововведения: могут ли национальные традиции стать частью религии?
Фото: ashiqkhan /elements.envato.com
Вопрос:
— Нововведения: могут ли национальные традиции стать частью религии?
Отвечает Шейх Сейф ибн Али аль-Асри, специалист по фикху и акыде, доктор шариатских наук, преподаватель Болгарской исламской академии.
В наше время существует множество религиозных традиций, распространённых у тех или иных народов. Так, к примеру, в некоторых странах распространено приветствие друг друга рукопожатием после намаза. Каково же положение подобных традиций в исламе?
Само слово нововведение означает новое явление, которого ранее не было. Учёные ислама разделяют нововведения на принимаемые и отвергаемые, зависимо от того, соответствуют ли они шариату.
Нововведения рассматриваются с точки зрения шариатских правил, и если они соответствуют положениям об обязательном, то они обязательные, если положениям о желательном, то — желательные, если допускаемом, то это допускаемые нововведения, а если положениям о порицаемом или запрещаемом, то порицаемые или запрещенные соответственно.
Таким образом, у нововведений нет единого положения. Каждое новое явление рассматривается с точки зрения Корана и Сунны и, согласно вынесенному решению, может соответствовать тому или иному положению.
Например, рассмотрим традицию приветствия и рукопожатия после намаза. Противоречит ли она чему-либо из шариата? Если она мешает совершению каких-либо обязательных предписаний, если ей замещают Сунну поминания Аллаха после намаза, то она становится нежелательным нововведением.
А если приветствие происходит после намаза, после поминания Аллаха, то оно становится даже желательным. Ведь приветствие мусульман — это сунна. Однако нужно помнить, что само приветствие после намаза сунной не является, а значит ни в коем случае не должно приравниваться к ней.
«Всякое бид‘а – заблуждение». Так ли это на самом деле?
Материал подготовлен Айгуль Аоуаг