Можно ли совершать курбан от имени умерших родственников, а также за Пророка Мухаммада (мир ему)?
Вопрос:
Можно ли совершать жертвоприношение за умерших родственников, а также за Пророка Мухаммада (мир ему) и его сподвижников? Если у человека было такое намерение, но по некоторым причинам, совершить жертвоприношение не удалось, то нужно ли вместо этого раздать милостыню?
Ответ:
По ханафитскому и ханбалитскому мазхабам совершать жертвоприношение за умерших разрешается. Мясо жертвенного животного в этом случае делится на 3 части, т.е. правила деления остаются прежними, но вознаграждение за курбан записывается умершему человеку.
По мнению ханафитов, если жертвоприношение совершается по некогда оставленному приказу или завещанию умершего, то, в таком случае, человек, который провел этот обряд, не может себе оставить мясо.
По мнению шафиитов, если покинувший этот мир не оставил после себя завещание на то, чтобы за него было совершено жертвоприношение, то закалывать курбан не разрешается.
По мнению маликитов, совершать курбан за покойного, не оставивший заранее такую просьбу, считается макрухом. Однако если человек, будучи ещё при жизни попросил наследников произвести за него жертвоприношение, то тогда это – сунна. (В.Зухайли, 3/634-35).
Если тот, кто сначала вознамерился совершить курбан за умершего, а затем передумал, то он должен восполнить свое обещание раздачей милостыни.
Совершить курбан за душу достопочтенного Пророка Мухаммада (мир ему) разрешается. К примеру, Ибн Умар (мир ему) совершив Умру, даровал всю награду Пророку (мир ему). Примером этому могут послужить поступки и других людей: Джунейди Багдади совершил 70 Хаджей, а Ибн Сирач 10.000 хатмов. Всю свою награду за совершенные богоугодные дела они передали Пророку (мир ему). (Ибни Абидин, 2/224)
Однако сбор денег с целью жертвоприношения от имени Пророка (мир ему) запрещено. Человек, который собирается совершить подобный курбан, должен его выполнить в одиночку.
Islam-today