Кто должен омывать покойных?
Процесс похорон усопших включает множество правил и ритуалов. Среди них омывание тела усопшего, что является обязательным делом. Обязательство это общее (фард кифая), то есть, если это сделает один или два человека, то ответственность за это дело снимается со всех остальных.
С процессом и основными условиями можно ознакомиться в книгах по фикху. Здесь же мы разберем вопрос о том, кто должен омывать тело покойного или покойной.
В первую очередь надо упомянуть, что мужчины в обязательном порядке омывают мужчин, а женщины – женщин. За исключением жены покойного: согласно ханафитскому мазхабу, она может омыть тело своего мужа.
Доказательством этого являются слова Аиши (да будет доволен ею Аллах): «Если бы мы знали раньше, то тело посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) непременно омыли бы его жены». О том, что жена имеет право омыть тело своего покойного мужа, супруги Пророка узнали лишь после захоронения посланника Аллаха (мир ему).
Сообщается, что Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) завещал своей жене, Асме бинт Умейс, чтобы именно она омыло его тело. Так же поступил и Абу Муса аль-Аш'ари (да будет доволен им Аллах).
Однако следует знать, что, согласно мазхабу Абу Ханифы, муж не имеет права омыть тело его покойной жены.
Если вокруг нет ни мужчин-мусульман, ни жены покойного, но есть неверующий мужчина, то женщины должны попросить этого мужчину омыть покойного и при необходимости научить его, как это правильно сделать.
Если же среди них не окажется даже неверующих мужчин, то они не имеют права омывать покойного. И это даже в том случае, если среди женщин есть близкие родственницы покойного, например, мама или бабушка. Вместо омовения близкие родственницы делают покойному таяммум.
«Бадаи' ас-санаи'», 320-322