Каково богословское решение о рискованных хирургических операциях?
Мы работаем в центре кардиохирургии, и часто приходится проводить сложные операции, в ходе которых больной может умереть. Следует отметить, что даже в лучших медицинских центрах в мире смертность при проведении подобных операций может доходить до 3%. Причиной летального исхода могут быть осложнения или сама болезнь, с который организм оказался не в состоянии справиться. Перед каждой операцией мы все это объясняем больному.
Вопрос, каково богословское суждение, если в итоге больной умирает даже несмотря на намерение помочь и спасти его? Например, был случай, когда состояние больной ухудшалось, и мы предупредили ее вместе с родственниками, что вероятность успешного исхода операции всего 50%. Они согласились на операцию, и через день после того, как она была проведена, больная умерла.
Ответ:
Дозволенность сложной операции зависит от прогноза врачей-специалистов касательно ее исхода. В данном случае главным является мнение врача-хирурга о том, какова вероятность, что больной не пострадает от осложнений во время операции и после нее. И если хирург утверждает, что вероятность успешного исхода операции составляет 20%, и что в случае неудачи пациент умрет, то в этом случае операцию делать нельзя.
Если же вероятность того, что операция пройдет успешно, равна вероятности того, что больной умрет, то в этом случае мнения ученых-богословов разделились. Основным является мнение о том, что необходимо воздержаться от проведения операции до тех пор, пока одна из вероятностей не станет превалировать. А затем принимать решение об операции на основании превалирующего прогноза. Известно высказывание имама Иззуддина бин Абдуссалама (умер в 1262 г.) по данному вопросу:
«Запрещено [кому-либо] приступать [к чему-либо] в вопросах религии, если есть одинаковые [по силе] мнения, пока ему не станет ясно, [какое из них] более верное. Подобно этому запрещено врачу приступать [к лечению] в случае [наличия] равных [по силе] мнений [в вопросе лечения и его последствий] до тех пор, пока ему не станет ясно [какое из них] наиболее верное». Таким образом имам указал, что врач должен приостановить лечение, если есть равные шансы на то, что [больной] выздоровеет или нет, по аналогии с ситуацией в вопросах религии.
Однако данное суждение не разделяли некоторые ученые ханафитского мазхаба. Например, в одной из фетв индийских богословов сказано: «В случае сложных операций или серьезных ран или наличии камней в мочевом пузыре и т.п., если сказано, что [больной] возможно выживет, а возможно умрет, или, что может выживет и не умрет, то его лечат. А если сказано, что он в любом случае не выживет, то лечение следует прекратить».
В фетве ханафитского богослова Захируддина аль-Бухари (умер в 1222 г.) также сказано, что разрешено делать операцию, если шансы на ее успех или неудачу равны – «[если сказано], что [больной] может выживет, а может умрет, то его лечат».
При этом мнение, которое приводит имам Иззуддин бин Абдуссалам, является более сильным по двум причинам: во-первых, из-за верной аналогии. Во-вторых, это мнение усиливает богословское суждение в вопросе операции как таковой.
Хирургическое вмешательство в своей основе запрещено, кроме тех случаев, когда есть польза от его проведения. И в случае, если вред от операции равен или перевешивает ожидаемую от нее пользу, то эти факторы перестают иметь решающее значение, и решение о запрете хирургического вмешательства принимается исходя из основной богословской нормы в вопросе дозволенности операций.
Что касается ответственности врача в том случае, если он вместе с больным или его опекуном принял решение проводить операцию, в особенности, когда преобладал прогноз о смерти больного при отсутствии хирургического вмешательства. Тогда даже в случае летального исхода, на враче не будет лежать ответственность, так как он проводил операцию с согласия больного (или его опекуна). По мнению ученых хирург будет нести ответственность только, если совершил ошибки во время операции. Ибн Каййим в книге «Зьад аль-ма’ад» пишет: «По мнению [всех ученых-богословов], квалифицированный врач, который сделал все возможное и не допустил никакой [медицинской] ошибки, не несет ответственности за то, что в результате его действий, разрешенных с точки зрения права, и на которые было получено согласие больного, наступила смерть пациента, потеря его конечности или лишение ее работоспособности».
Islam-Today