Как стало возможным, что хадисы дошли до наших дней?
В первом веке хиджры хадисы чаще передавались не в письменной, а в устной форме. Но возникшие в дальнейшем раздоры и желание некоторых политических групп придумывать хадисы в свою пользу подтолкнули табиинов, которые были учениками сподвижников Пророка (мир ему), а затем и последовавших за ними мухаддисов, к собиранию хадисов и к очень аккуратному подходу в этом вопросе. Многие из них ради получения одного-двух хадисов отправлялись в дальний путь, иногда длившийся многие дни, а то и недели.
Наука о хадисах, ставший со временем большим разделом научных знаний, присущим в мире только мусульманам, заставлял историков завидовать и доставил много хлопот тем, кто стремился принизить значение этой науки. В мировой истории нет другой личности кроме нашего Пророка (мир ему), чья жизнь была бы освещена столь детально и чьи действия были бы изучены такими точными методами.
Если отвергать методы науки Ислама, то еще раньше надо отвергнуть другие методы и начать сомневаться во всех научных знаниях. Если одним росчерком пера обесценивать хадисы, дошедшие до нас при таких жестких, создающих к ним доверие условиях, то в этой жизни мало чему можно верить. В таком случае большинство книг по истории нужно выбросить на свалку, так как ни одна из них не прошла через такую проверку и критику, как хадисы, и не выдержат такой проверки. А из того, что сообщают нам современные газеты и другие средства массовой информации, вообще мало чему можно будет доверять.
Еще со времен сахабов собиратели хадисов очень серьезно подходили к их отбору. Принципы жесткого отбора хадисов были установлены праведными халифами и стали препятствием на пути недобросовестных людей, пытавшихся сознательно включать в их число и такие, которые явно исходили не от Посланника Аллаха (мир ему). Когда после мятежей, произошедших во времена досточтимого Усмана, да будет доволен им Аллах, стали появляться случаи придумывания хадисов в политических целях, ученые, действуя в соответствии с указанием: «Хадис – это религия. Будьте внимательны, у кого вы берете свою религию»,–перестали брать хадисы у тех, чьи религиозные взгляды и моральные качества были мало известны.
У передатчиков хадисов начали выспрашивать: «Ты от кого услышал этот хадис? Он от кого услышал?» Были такие собиратели хадисов, которые отказывались брать хадисы у тех, кто ел на улице[1], слушал музыку, о ком плохо говорили, кто проявлял небрежность в поклонении. Так, со времен сахабов, да будет доволен Аллах ими всеми, родилась традиция получать хадисы только у тех, чье положение было хорошо известно, и передавать хадисы точно в таком виде, в каком они были получены. Эта традиция беспрерывно продолжалась до составителей известных ныне сборников хадисов. После того, как были составлены сборники хадисов, они получили распространение во всем мире.
[1] Согласно книгам по фикху, не принимается свидетельствование тех, кто кушает на улице.
Islam-Today