Как победить заклятого врага? Советы Пророка Мухаммада (мир ему)
Вопрос.
Как можно контролировать свой нафс?
Ответ.
Когда мы используем слово “нафс”, то мы имеем в виду наше эго. Например, в Священном Коране сказано: “Убейте свои нафсы” [Сура аль-Бакара 2:54].
Здесь слово “нафс” употребляется в значении “собственное Я”, “эго”. В Исламе большое значение воспитанию и контролю нафса уделяет одно из его направлений - тасаввуф. Вся его практика направлена на духовное совершенствование человека. В зависимости от духовного состояния человека, тасаввуф выделяет разные уровни нафса.
Самым низменным состоянием нафса считается уровень нафс аммара. В этом состоянии человек идет на поводу своего нафса, а он в свою очередь повелевает совершать запретные действия, являющиеся грехом.
Находящийся на этом уровне человек не имеет склонности к совершению добра и не избегает зла. Если человек смог избавиться от такого состояния, то его нафс попадает на более высокий уровень - нафс леввама, то есть нафс склонный к раскаянию.
Нафс такого человека испытывает страдание из-за совершенного зла. На этом уровне нафс начинает испытывать отвращение ко злу. Таким образом, в зависимости от духовного состояния и очищения человека, можно описать уровни нафса и этапы его совершенствования.
Самым высшим уровнем нафса считается нафс сафия. Человек, находящийся на этом уровне, достиг совершенства. Это уровень пророков. По сути, то, что мы называем нафсом, — это духовное существо, выполняющее функции шайтана, которое Всемогущий Аллах разместил для бдительности в человеческую сущность.
Нафс является исполнителем предписаний шайтана, находящимся в человеческом теле. Это его представитель и потакатель. Все, что делается человеком под влиянием нафса, получает одобрение шайтана. За каждым движением, которое человек совершает под воздействием низменных и животных инстинктов, стоит его нафс, а за ним повеление шайтана.
Коварство нафса заключается в том, что он все время пытается найти подход к человеку, чтобы плохо на него повлиять. Например, нафс может завлечь человека женщинами, мирскими делами, детьми. Лишь уверовавший человек способен отодвинуть свой нафс, не поддаваясь его влиянию.
Самое опасное — это когда нафс пытается повлиять на человека прикрываясь Исламом. Он может привнести в намаз рия, заставив человека восхищаться собой, тем самым взращивая в человеке гордыню и высокомерие. Или под видом джихада или создания Исламского государства направить человека убивать невинных людей и братьев по вере. Это и есть самые коварные проявления нафса.
Один из великих пророков, пророк Йусуф (мир ему), по поводу нафса в Священном Коране сказал следующее:
ِ ِإِنَّ النَّفْسَ لَأَمَّارَةٌ بِالسُّوءِ
“Я не оправдываю себя, ведь нафс повелевает зло” [Сура Йусуф 12:53].
В данном случает пророк Йусуф (мир ему) говорит о нафсе аммара, которому человек не должен потакать. Таким образом, через пророка Йусуфа (мир ему) Всевышний обращается к нам, чтобы люди опасались своего нафса и всегда его контролировали. По этому поводу Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллах) сказал:
أعدى الأعداء نفسك التي بين جنبيك
“Самый заклятый твой враг находится посередине между правой и левой стороной — это твой нафс” [Канзуль-Уммал, 11263].
Человек не должен подчиняться своему нафсу. Однако есть некоторые желания и действия человека, которые обеспечивают нафсу контроль над человеком. Этими действиями человек превращается в его заложника.
Например, чтобы вылечиться от сложной болезни, согласно строгому предписанию доктора, человек должен принимать лекарства и соблюдать диету. Так и верующий, чтобы не попасть под влияние нафса, должен соблюдать предписания, установленные религией. Иначе, он обречен попасть в расставленные нафсом ловушки.
Соответственно, даже человек, который часто бродит по улицам без благих целей и не принимает необходимых предосторожностей - нарушает предписания и потакает своему нафсу. Ибо согласно одному из хадисов Посланник Аллах (мир ему) сказал: “Сторонитесь мест, где нет благодати”. Поэтому необходимо держаться подальше от мест, которые не приносят человеку материальной и духовной пользы.
Кроме того, пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) мало ел, мало пил и мало спал. Он советовал всем нам вести такой образ жизни. Человек должен есть лишь для того, чтобы организм получал необходимую ему пищу. Таким образом низменные чувства человека будут меньше себя проявлять. Ведь чем больше человек ест и пьет, тем больше он подвержен влиянию своего нафса. Поэтому от всего мы должны брать только полезное и отвергать все, что бесполезно.
Один из способов, которым человек может защитить себя от ловушек нафса, заключается в твердости своих убеждений. Если человек твердо следует предписаниям Всевышнего и верит в то, что Создатель все время рядом и наблюдает за ним, то нафс будет закован в цепи. Такой человек вряд ли сможет оступиться.
Еще один аспект этого вопроса заключается в следующем: перед человеком, столкнувшимся с соблазнами и грехами, возникает дилемма. Или он, поддавшись своему нафсу, совершит этот грех и очернит свое сердце. Или удержит себя от соблазна и почувствует наслаждение от света и вкуса веры.
В данной ситуации важным является совесть верующего человека. Если у человека развились чувства, относящиеся к совести, то нафс уже не сможет оказывать на него особого влияния. Такой человек, в подобной ситуации, слушая свою совесть, и дабы не совершить запретного, закроет свои глаза и вспомнит следующий хадис-кудси:
إن النظرة سهم من سهام إبليس مسموم من تركها مخافتي أبدلته إيمانا يجد حلاوته في قلب
"Взгляд — это одна из отравленных стрел шайтана. Тот, кто из-за страха передо Мной, прекратит это, Я обращу это в иман и он почувствует в своем сердце глубокое наслаждение".
Согласно этому священному хадису, Всевышний, в сердце человека, который отвернул свой взгляд от запретного, помещает такое наслаждение, которое заставляет его забыть обо всех влечениях.
Развитие совести в человеке — влечет за собой уменьшение влияния нафса. По мере развития совести, нафс будет постепенно лишаться своих инструментов давления. Такой человек уже при совершении малейшего греха будет спрашивать с себя и испытывать угрызения совести.
Еще один аспект, который поможет преодолеть козни нафса — это всегда помнить о том, что запретные наслаждения этого мира кратковременны и бренны и лишают нас вечных наслаждений в Загробном мире. Мы всегда должны думать о смерти, и о том, что нас там ожидает.
Однажды мы покинем этот мир оставив здесь все, что связано с нами, останутся лишь наши деяния, за которые придется нести ответ перед Всевышним. Даже сейчас, с каждой секундой мы приближаемся к этому моменту встречи с Творцом.
В этой ситуации, когда человек обязан покинуть это временное обиталище, он не должен полагаться на бренные и кратковременные удовольствия. Наоборот, он должен думать и полагаться на вечные удовольствия, которые можно заслужить лишь при контроле своего нафса.
Сдержанность и лишения в этом мире, могут стать ключом в Рай в Загробном мире. Пусть Всевышний Аллах убережет нас от различных козней нафса!
Islam-today
Также по этой теме читайте: