• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Габдулхак Саматов: "Будет не совсем верно отрицать все нововведения..."

3426

В хадисе Пророка Аллаха (мир ему и благословление Всевышнего) сказано: "Вознаграждения свыше удостоится тот, кто введет в Ислам нововведение-бид'ат, который воспринят в Шариате. Подобного вознаграждения будут удостоены и те, кто последует за этим нововведением".

Известно, что этот хадис передал имам Муслим. Из этого хадиса следует, что Посланник Аллаха (мир ему и благословление Всевышнего) считал дозволенным вводить бид'ат-новшества в Ислам, которые не противоречат Шариату и которые допускаются по Шариату, однако этим правом обладают не все. Такое право имеют лишь ученые-знатоки Сунны, достигнувшие степени муджтахидов, наизусть знающие Коран, владеющие глубокими познаниями в толковании-тафсире Книги, разбирающиеся в Хадисах и к тому же прекрасно владеющие арабским языком.

Примером тому может служить третий халиф Усман ибн 'аффан, который ввел правило провозглашать два раза азан перед пятничным намазом. Этот хадис передан имамом Бухари. Кстати, этого обычая во времена Посланника Аллаха (мир ему и благословление Всевышнего) не было, но Он не запретил совершать два азана перед пятничным намазом.

Нововведения, не противоречащие Шариату, называются "бид'ати хасана". Именно поэтому будет не совсем верно отрицать все нововведения, ссылаясь на то, что дескать таких обычаев во времена Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) не наблюдалось. Главным критерием в оценке нововведений должно служить то, насколько они приемлемы  по Шариату. По мнению имама Шафии, те новшества которые не противоречат Шариату, носят название "бид'ати хасана", а те, которые противоречат и неприемлемы по его канонам, называются "бид'ати заляля" (здесь "заляля" означает следование по ложному, недостойному пути). К отрицанию и отказу от всех нововведений могут призывать лишь лица, проповедующие фитну, заблудшие и утерявшие всякие связи с истинной Сунной и ее высокими гуманистическими ценностями.
Следующим новшеством, которое не противоречит канонам Шариата, было создание в мечетях михраба. Человеком, внесшим это нововведение, считают великого халифа Умара ибн Абдулазиза.

Следующий выдающийся правитель Ирака по имени Ирбиль (он также прославился как ученый и богобоязненный мусульманин) в седьмом веке по хиджре впервые объявил Маулюдун наби - великим праздником день рждения Пророка Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего). По его указанию в этот день были накрыты столы для неимущих и страждущих, читали Благородный Коран и рассказывали о жизни и благодеяниях Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего). С тех пор мусульманская умма всего мира широко отмечает этот великий праздник, улемы пишут на эту тему книги, создаются поэтические произведения о Расулюллахе (мир ему и благословение Всевышнего).

Когда у великого улема Суюти спросили, удостоится ли благ свыше тот, кто участвовал в Маулюде или он окажется среди согрешивших, то богослов ответил: "Как же может быть грешником тот человек, который читал аяты Корана, говорил о благодеяниях Пророк Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего), а затем отведал пищу-халяль?! Ведь празднование Маулюда бид'ати хасана и участник его будет достоин вознаграждения, так как этот человек восхвалял нашего Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего)".

Из примеров достойных нововведений можно привести бид'ат, который ввел таби'йн Яхья ибн Я'мар. Им были учреждены подстрочные и надстрочные знаки в текст Священного Корана. Так называемые харака значительно облегчили чтение Книги, а потому никто не посмел выступить против этого новшества, хотя оно и не действовало во времена Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего).

Вполне закономерно бид'аты, укоренившиеся после кончины Пророка Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего), не ограничиваются приведенными выше, их очень много. Ведь в ту пору мечети не имели не только михраб, но их крыши не были куполообразными, не было также минаретов, не было традиции устанавливать полумесяц. Все это пришло позднее и было воспринято с одобрением.

Габдулхак хазрат Саматов "Шариат: ва'азы, хукмы, фетвы, ответы на вопросы и рекомендации"

Комментарии для сайта Cackle