• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Если путникам разрешено не совершать курбан, то почему хаджии это делают?

Время чтения: 3 мин
4669

Вопрос.

Если путникам разрешено не совершать жертвоприношение в Курбан-байрам, то почему хаджии это делают?

Ответ.

Чтобы совершение жертвоприношения для человека стало ваджибом (обязательным) нужно быть “мукимом”, то есть прибывать на месте своего проживания. Поэтому человек, находящийся во время Курбан-байрама (Ид аль-Адха) в пути и не завершивший свое путешествие до заката третьего дня праздника, освобождается от заклания животного. Однако если человек все же совершит жертвоприношение, то это будет считаться благим поступком.

Хаджии не обязаны совершать обязательное жертвоприношение, которое называется “удхийа”. Но нужно помнить, что существуют три вида хаджа: хадж-ифрад, хадж-таматту и хадж-кыран. Если паломник при входе в ихрам делает намерение совершить лишь хадж, то есть“хадж-ифрад”, то для него совершение жертвоприношения не будет обязательным.

Если хадж будет совершаться после умры, то он будет называться “хадж-таматту”, а человека, совершающего его, - "мутаматту". В этом случае человек входит в ихрам дважды. Если хадж и умра совершаются в одном ихраме - этот хадж называется “хадж-кыран”, а человека, совершающего его, называют “карин”.

Для тех, кто совершают хадж-таматту и хадж-кыран, заклание животного является ваджибом. Однако это жертвоприношение не является “жертвоприношением-удхийа”, а называется “жертвоприношение-хади”, то есть жертвоприношение-благодарность. Его совершают в благодарность Всевышнему за возможность совершить умру и хадж вместе.

Сюда же можно отнести жертвоприношение, совершаемое из-за какого-то упущения во время выполнения обрядов хаджа или как искупление за нарушение какого-то запрета. Если человек не может искупить свои ошибки жертвоприношением, то он должен будет в течение десяти дней держать пост: три дня до праздника Курбан-Байрам и семь дней после возвращения на родину.

Жителям Мекки и тем, кто проживают в пределах миката, совершать хадж-таматту и хадж-кыран не разрешается, ибо Всевышний в Священном Коране сказал:

“Завершайте хадж и умру во имя Аллаха. Если вы будете задержаны, то принесите в жертву то, что сможете. Не брейте ваши головы, пока жертвенные животные не достигнут места заклания. А если кто из вас болен или из-за головы своей испытывает страдания, то он должен в качестве искупления поститься, или раздать милостыню, или принести жертву.

Если же вы находитесь в безопасности, то всякий, кто совершает умру и прерываемый хадж, должен принести в жертву то, что сможет. Если же он не сможет сделать этого, то он должен поститься три дня во время хаджа и семь дней после его окончания - всего десять дней. Это распространяется на тех, чья семья не живет в Заповедной мечети. Бойтесь же Аллаха и знайте, что Аллах суров в наказании” (Сура «аль-Бакара», аят 196).

Еще один важный момент, если жертвоприношение было совершено в благодарность Всевышнему за возможность осуществления хаджа-таматту или хаджа-кыран, то мясо этого животного хаджий может употреблять в пищу. Но если жертвоприношение было совершено для искупления ошибок, то ни сам виновник, ни его близкие не могут употреблять это мясо в пищу. В этом случае все мясо необходимо раздать.

Islam-today

Социальные комментарии Cackle