Дозволено ли идти в мечеть бегом для того, чтобы успеть на намаз?
Вопрос: Прозвучал призыв на молитву. Дозволено ли идти в мечеть бегом для того, чтобы успеть на намаз?
Ответ: С именем Аллаха Милостивого и Милосердного!
Людям, которые хотят совершить намаз с джамаатом, желательно идти в мечеть спокойно и смиренно. Абу Катада говорил следующее: «Однажды, когда мы совершали намаз вместе с пророком (да благословит его Аллах и приветствует!), он услышал позади себя шум бегущих людей. После завершения намаза пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) спросил их:«Что с вами происходит?» Они ответили: «Мы спешили, чтобы успеть на намаз». Тогда пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Впредь не поступайте так. Идите на намаз спокойно и не спеша (с достоинством). Совершите вместе с имамом ту часть молитвы, на которую вы успели, а пропущенные часть восполните позже!»[1]. Абу Хурайра говорил следующее: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Пусть никто из вас не бежит на намаз после того, как произнесут икамат! Идите, сохраняя спокойствие, и неспешным шагом. Совершайте с имамом ту часть намаза, на которую успели, а пропущенную часть возместите!»[2].
Значит, независимо от того, боится человек пропустить такбир в начале намаза или не боится, в любом случае он должен идти на намаз спокойно и не спеша. В одном хадисе, переданном со слов Абу Хурайры, говорится: «Когда кто-нибудь из вас идет на намаз с намерением совершить его с джамаатом, пусть идет спокойно. Потому что он уже в намазе. Пусть совершит с имамом ту часть намаза, на которую он успел, а остальную часть восполнит позже». О мудрости данного поступка ученые говорили следующее: «Когда произносится икамат на намаз и человек бежит на него, он устает и утомляется. И встает на намаз в таком виде. А в намазе, который совершается в таком усталом и истощенном состоянии, не может быть должного смирения. А человек, который идет на намаз спокойно и не спеша, даже успевает немного отдохнуть, поскольку приходит в мечеть до икамата. Таким образом, естественно, намаз, совершенный без волнения и усталости, является прекрасным из-за смирения и спокойствия».
Спокойствие, о котором говорится в хадисе, означает достойное поведение и избегание противоречивых вещей. А степенность, сдержанность проявляется во внешнем виде. Например, такая форма поведения, как не оглядываться по сторонам, не говорить громко, является проявлением сдержанности.
Из хадиса становится ясно следующее:
1 – Если успеть к одной части коллективного намаза, получается награда за коллективный намаз. Потому что пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Совершите с имамом ту часть намаза, на которую успели…» Не нужно делать различия между малой и большой частью намаза, на которую успел человек.
2 – Человек должен последовать имаму в том положении, в каком он его застал, присоединившись к джамаату.
3 – Желательно идти на коллективный намаз со спокойным видом, не заниматься глупыми вещами, не говорить плохих слов, не оглядываться безобразным образом, по мере возможности защищаться во время намаза от вещей, от которых нужно предостерегаться, во время пребывании в мечети вести себя таким же образом и ожидать время наступления намаза.
_______________________________________
[1] Бухари, «Азан»: 20, Муслим, «Масаджид»: 155.
[2] Муслим, «Масаджид»: 154, Бухари, «Азан»: 21.
Islam-Today
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.