Для чего в исламе принято омывать умерших?
Вопрос:
– Для чего в исламе принято омывать умерших людей?
Ответ:
В Благородном Коране в 35 аяте суры Аль-Анбия сказано:
«Каждая душа [непременно] вкусит смерть [и покинет земную обитель]. Мы испытываем вас как добром, так и злом [богатством и бедностью, здоровьем и болезнями], искушая вас [чтобы выявить, будете вы благодарны или беспечны]. И [затем] к Нам вы вернетесь [для отчета, суда и воздаяния]».
Аллах создал этот мир по своим правилам и законам, и главный из которых – все мы бренны. Наступит час, минута и секунда, когда каждый из нас попрощается со своим телом и временной жизнью и устремится в Ахират. И куда бы мы ни спрятались, никто не сможет избежать смертной участи. Никому еще не удавалось обмануть ангела смерти Азраиля.
Кто хоть немного знаком с исламом знают, религия Аллаха предъявляет очень высокие требования к чистоте, в исламе чистота – это половина веры. Это касается как живых, так и мертвых людей.
Важно знать: Что для мусульман значит смерть?
Что же касается обмывания тела, заворачивания в саван умерших мусульман, а также совершения похоронной молитвы (намаза) и самого ритуала погребения это – фард кифая – общая обязанность для мусульман, распространенная на всю общину. Именно поэтому даже кто-то из радикальных групп, если услышат, что где-то проходят похороны мусульман, бросают все свои дела и устремляются туда, чтобы прочитать вместе со всеми джаназа-намаз, зарабатывая таким образом савап от Аллаха Всевышнего.
Мусульмане верят, что Аллах вознаграждает тех, кто совершает омовение усопшего или иным образом участвует в подготовке тела к погребению при условии, что они делали это не ради благодарности его родственников, но ради довольства Аллаха.
А вот в том случае, если мусульмане не смогли как положено (без веской причины) похоронить покойного единоверца, то наказание за эту безответственность Всевышний накладывает уже на всю умму мусульман, где проживал этот умерший человек.
В исламе принято покойника как можно быстрее предать земле. Омовение, оборачивание саваном и похороны происходят в один день, иногда прямо в день смерти человека.
Согласно обрядовым правилам мусульманина(нку) обязательно (фард) единоразово полностью омывают с головы до ног. Омывать тело умершего три раза является сунной.
Так как Умм Атыйя (р.а.), находившаяся рядом с пророком Мухаммадом ﷺ, когда умерла его дочь, рассказывала: «Дочь Пророка умерла. После этого он сказал: «Обмойте её трижды, или пять раз, или более того, если посчитаете нужным. Когда закончите, дайте мне знать». Закончив обмывать её тело, мы сообщили ему об этом. Он дал нам свой изар (кусок материи, которым опоясываются вокруг пояса) и сказал: «заверните её в это» (Бухари, Джанаиз, 12).
«В исламе человек является самым достойным существом из всех творений. Жив ли он или мёртв, он достоин уважения. Это уважение в некотором роде носит утешительный характер для родственников умершего, а также направлено на то, чтобы разъяснить, что смерть не является концом. Он мёртв, но продолжает оставаться человеком. Он умер в физическом и мирском смысле, но при этом заново родился в другом мире, после смерти перейдя в обитель вечной загробной жизни. Поэтому обмывание умершего мусульманина, как новорожденного ребёнка, с одной стороны символизирует это возрождение, а с другой удаление грязи и пыли, оставленных на нём во время этого мирского путешествия, которым является жизнь на земле. После этого омывания его заворачивают в саван, как новорождённого заворачивают в пелёнку, и с большой заботой опускают в могилу, как ребёнка укладывают в кроватку. То, что происходит потом, знает только Аллах и тот, кто туда уходит. Мы знаем только то, что было сообщено нам в Коране и сунне» (Комиссия, Ильмихал, т.1, сс.355-356).
Считается, что человек, занимающийся обмыванием покойников, избавляется от сорока грехов, которые совершил в своей жизни, а кто оборачивает тело в саван (кафеннек), тому в награду в Раю будут уготованы шелковые одеяния.
Что делать с телом покойника? Как регламентирован процесс обмывания? Какова последовательность?
Амир Исламов