Что такое тилават сажда и как он совершается?
Тилават сажда – это земной поклон, который является ваджибом и совершается после чтения определенных аятов Священного Корана. В сурах Священного Корана имеется четырнадцать сажда аятов, для каждого покорного человека, прочитавшего или услышавшего один из этих аятов, будет ваджибом совершение земного поклона. Человек, прочитавший или услышавший перевод какого-нибудь аята сажда, также должен совершить земной поклон.
Расположение аятов сажда: В Священном Коране имеется четырнадцать аятов сажда. Эти аяты находятся в следующих сурах под указанными номерами: сура «Аль-Араф», 206; сура «Ар-Рад», 15; сура «Ан-Нахль», 50; сура «Аль-Исра», 109; сура «Марйам», 58; сура «Аль-Хадж», 18; сура «Аль-Фуркан», 60; сура «Ан-Намль», 25; сура «Ас-Сажда», 15; сура «Сад», 24; сура «Фуссилят», 37; сура «Ан-Наджм», 62; сура «Аль-Иншикак», 20 и сура «Аль-Аляк», 19.
С точки зрения своей сути они имеют одно из следующих значений:
- Они повелевают земной поклон, и для выполнения данного веления совершается земной поклон как 37-ой аят сура «Фуссилят».
- В них выражается поощрение и похвала тех, кто совершает земные поклоны, при таких аятах также совершаются земные поклоны, чтобы достичь благ. Как 206-ой аят суры «Аль-Араф».
- В них восхваляются земные поклоны. Сообщается о том, что неверующие не совершают земной поклон. И, чтобы противопоставить себя неверующим, при чтении этих аятов совершается земной поклон. Как 60-ый аят суры «Аль-Фуркан».
Доказательствами того, что тилават сажда является ваджибом, являются следующие: Всевышний Аллах говорит: «Почему же они не веруют и не падают ниц, когда им читают Коран?». С другой стороны, это земной поклон, совершаемый во время намаза, поэтому он считается ваджибом, как и земной поклон в намазе. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Совершение земного поклона во время чтения и слушания Корана является ваджибом». Являясь общим, хадис включает в себя как того, кто хочет слушать, так и того, кто не хочет слушать. Кроме того, как передается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах!), посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал:
«Когда сын Адама читает аят сажда и совершает сажда, шайтан уходит с плачем и говорит: «Горе мне! Сыну Адама было велено совершить сажда (земной поклон) и он совершил его. Следовательно, ему за это причитается рай. И мне было велено совершать сажда, но я отказался, и за это мне причитается ад».
Сообщается, что если человек прочитает на каком-либо собрании все эти четырнадцать аятов и совершит после каждого аята земной поклон или же совершит четырнадцать земных поклонов подряд после прочтения всех аятов, Всевышний Аллах одарит его благами в мирской и вечной жизни и избавит его от бед и несчастий.
Причина и порядок совершения тилават сажды:
- а) Чтение аята сажда. Если даже тот, кто читает, не услышит этот аят, совершение земного поклона из-за чтения аята является ваджибом.
- б) Слышать или слушать чтение аята сажды. Слышать является не преднамеренным, а слушать является преднамеренным действием.
- в) Следование имаму. Если имам прочитает аят сажда, но остальные люди не услышат его, совершение земного поклона является ваджибом для людей, следующих имаму.
Этот земной поклон совершается следующим образом: с намерением совершения тилават сажды без поднятия рук произносится «Аллаху Акбар» («Аллах Велик») и совершается земной поклон, во время поклона три раза произносится «Субхана раббиль аля» («Хвала моему Господу, который превыше всего»). После этого необходимо произнести «Аллаху Акбар» и встать с земного поклона. В этом случае не читается ташаххуд и салам.
Основа тилават сажда – то совершение земного поклона, проявляя уважение и смирение перед Всемогущим Аллахом. Поскольку поясной поклон намаза совершается больным человеком киванием головы, то оно заменяет и тилават сажду. Хукм относительно тилават сажды: в этом мире посредством нее совершается ваджиб, а в вечном мире посредством нее достигается награда.
Человек, который собирается совершить тилават сажда, должен иметь омовение, очиститься от нечистот, покрыть свой аурат и направиться к кибле. При совершении тилават сажды одобряемым является опускание на земной поклон с ног, а затем вставание и произношение слов: «Гуфранака Раббана уа иляйкяль-масыр» – «О, наш Господь! Прости нас, воистину к Тебе наше возвращение». Необходимо вставать на ноги и при совершении тилават сажды, и после нее. Такбиры (слова возвеличивания Аллаха) также являются одобряемым действием при совершении и завершении тилават сажды. А сам земной поклон является ваджибом.
Islam-Today
Что Вы думаете об этом? Оставьте свой комментарий.