Вместо пустых слов: адабы написания письма
Сегодня, в век цифровизации и электронных писем, мы предлагаем все же вспомнить настоящие адабы переписки. Ведь несмотря на разновидность носителей информации и способов их передачи, суть и самое главное намерения, с которыми отправляются письма, должны оставаться для мусульман неизменными.
... Мусульманин, расставшись с братом, возносит за него мольбы с пожеланием добра и здоровья. Если друг находится далеко, то он напишет ему письмо и сообщит о том, как поживают его родные и близкие. Это тоже сунна.
Начав письмо своим именем, он напишет: от такого-то сына того-то такому-то сыну того-то. Дальше он продолжит свое письмо так: «Хвала Аллаху, кроме которого нет других божеств. Благословения и приветствия Его посланнику Мухаммаду Мустафе (с.а.с.)».
После этого он напишет обо всем том, что хотел сообщить. Для осушения чернил или по какой-нибудь другой причине он посыплет на бумагу немного чистой, халяльной земли.
Её назвали халяльной из-за одного случая, когда один человек так же написал письмо в своем доме. Затем он собрал немного земли со стен дома и посыпал ею письмо, при этом промолвил: «Какая же может быть польза от этой щепотки земли?»
После этого раздался голос: «Те, кто легко относится к этой земле, поймут, насколько это было важно для них, когда в последующем будут вынуждены держать долгий отчет» («Шарх-и Хутаб»).
Написанное письмо он сперва со смирением положит на землю и только после этого отправит. Письма сахаба-и кирама часто представляли собой наставления для мусульман. Они писали о том, что будет полезным мусульманам.
В письмах они старались избегать ненужных, пустых слов и красивых, вычурных фраз. Их письма содержали выражение благодарности, соболезнования, извинения, порицания, предложения помощи, просьбы посоветовать или помочь и другие темы.
Надо устанавливать очередность дел в зависимости от их важности. Сперва нужно сообщать о самых важных делах. В предании сказано, что происходящие события могут иметь разное значение. Поэтому верующий человек в своем письме должен сообщать самые важные новости.
Наш Пророк (с.а.с.) говорил: «Делай добро отцу и матери, даже если придется добираться к ним годами. Проведай своих родных, даже если для этого придется идти целый год. Навести больного мусульманина, даже если расстояние до него целая миля. Соверши по нему джаназа-намаз, даже если до него четыре мили» (Дайлями «Фирдаус», 2/337, № 3523).
Из этого хадиса мы понимаем, что делать добро отцу и матери важнее сила-и рахима (поддержания родственных отношений), и что совершение джаназа-намаза имеет большее значение, чем навестить больного.
Из книги «Исламский путь».