• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Влияние исрафа на нафс

Время чтения: 4 мин
5651

Исрафом в исламе называется расточительство, излишняя трата чего-либо. Оно является греховным деянием, о котором Всевышний сказал в Коране: «Воистину, расточители – братья дьяволов, а ведь сатана неблагодарен своему Господу» (сура «Исра», аят 27).

Кроме того, это относится даже к раздаче милостыни: «Когда они делают пожертвования, то не расточительствуют и не скупятся, а придерживаются середины между этими крайностями» (сура «Фуркан», аят 67).

Люди позволяют себе исраф исключительно при достатке, превышающем минимальный. Ведь когда в кармане есть 1000 рублей, одна копейка кажется совсем незначительной. Но если, для совершения покупки её не хватает, то вспоминаешь пословицу «Копейка рубль бережёт».

При отсутствии сознательности в этом вопросе, расточительство может присутствовать во многих  сферах жизни человека. Например, в отношение воды, что течёт из под крана словно бесконечная река. Здесь, кроме напрасной траты водного ресурса, зря уходят и деньги, идущие на оплату впустую утёкшей воды. Человек начинает ценить каждую каплю, лишь когда воду отключают на неизвестный срок. Ему приходится запасаться ею, стараясь использовать исключительно необходимое количество.

А с едой, наверное, у всех проблема. Хвала Всевышнему, большинство людей сегодня имеет куда больше, чем могло позволить себе семейство посланника Аллаха ﷺ или люди времён войн и голода. У многих часто встаёт вопрос о том, куда девать недоеденную еду со вчерашнего стола. Ведь мы хотим каждый день свежую, разнообразную и вкусную еду. Некоторые без оглядки выбрасывают её в бак, а некоторые вспоминают об уличных животных и выносят им, что, несомненно, является лучшим решением, несущим баракят в дом, ибо кормление животных считается милостыней.

Если вышеописанные излишки ещё можно как-то попытаться оправдать жизненной суетой, из-за которой часто сложно за этим уследить, то относительно одежды, которую человек покупает вполне осознанно, происходит что-то невероятное!

Сегодня трудно увидеть людей дважды в одной и той же одежде. Шкафы ломятся от обилия вещей: рубашки разных цветов и фасонов, футболки, брюки классические, джинсы потёртые сзади, джинсы потертые спереди, джинсы с дырами, джинсы без дыр, несколько юбок, десятки платьев, жакетов, пиджаков, свитеров и прочее.

Неужели человеку, у которого всего одно туловище, необходимо столько вещей? И ведь большинство их покупается не потому, что предыдущее изнашивается, а просто потому, что оно надоедает. Естественно, в наше время невозможно позволить себе ходить в заплатках, однако до них дело и близко не доходит.

Можно ли мусульманке следовать моде?

Конечно же, понятие исраф не ограничивается материальными составляющими. Из адабов религии это и скромность в количестве слов, и разумное использование времени. Ведь оно есть у всех, но никому не известно, в каком количестве. Поэтому важно относиться к нему так, будто на самом деле его и нет. Например, если представить, что группу людей впустили в пещеру, полную сокровищ, разрешив им брать из него столько, сколько они успеют за неизвестное количество времени, то вряд ли кто-то из них сидел бы сложа руки. Каждый жадно набивал бы свои карманы и мешки, даже не думая присесть!

Как Пророк (мир ему) описал положение грешников в Аду?

Эта дунья подобна такой пещере. Сокровища в ней это поклонения, зикры, милостыни, скромность, дополнительные богослужения, добро, помощь, и любые благие рвения, угодные Аллаху Субханаху ва Та’аля. Самым же богатым выйдет из неё тот, кто не отвлекается на свой нафс, тратя время на упоение мирским.

Именно нафс толкает к исрафу. Желание жить на широкую ногу и нежелание испытывать напряжение от недостатка приводят человека к беспечности. Некоторые думают: «Зачем ущемлять себя, экономя, когда ты можешь позволить себе лёгкую жизнь и при этом быть щедрым к остальным?» Да-да, очень многие размышляют именно в таком русле! Однако, ответ кроется в самой большой цели – в самом большом джихаде, которым является борьба с нафсом. Что значит борьба?Это подчинение его Всевышнему, путём воспитания в себе высокой духовности. Ведь таков путь Пророка ﷺ, сподвижников и аулияуллах.

Известно, как многие из них жертвовали сотнями верблюдами и прекрасными садами, что указывает на их богатое положение, но при этом они отказывались покупать новую одежду и есть изысканные блюда, предпочитая любовь к Аллаху Газза ва Джаль. Ибо любовь к мирскому не может одновременно существовать в одном сердце вместе с любовью к Аллаху. Мирское даётся верующему, чтобы использовать его на этом пути.

В одном из риваятов сообщается, что когда Аллах Джалля Джалялуху создал нафс человека, то спросил у него: «Кто Я?». Нафс же ответил вопросом: «А кто я?». Аллах приказал ангелам оставить нафс в лишении на тысячу лет. А затем снова спросил: «Кто Я?». Нафс ответил: «Ты – Аллах, кроме которого нет другого истинного Бога, достойного поклонения».

Таким образом, оставшись лишённым, нафс осознал, признал единство и величие Аллаха. Господь воспитал его по Своей мудрости, чтобы тот, пребывая в полуголодном состоянии, всегда помнил о величии своего Господа.

Сытый нафс обречён на беспечность, ведущую к чёрствости сердца, которое перестаёт видеть и воспринимать знамения Аллаха. Поэтому ограничивать нафса, не допуская исрафа, даже живя в большом достатке, есть форма борьбы с ним. Если же размышлять о таких, казалось бы, простых аятах, то можно уразуметь, что на самом деле – это великие, основополагающие вещи в жизни верующего. А мы смотрим на них как на что-то второстепенное...

Соблюдение ислама духовный путь. Будь то своевременно выполненный намаз, требующий силы воли, постоянное пребывание в омовении, соблюдение поста или отказ от исрафа все эти дела, совершаемые телом, направлены исключительно на воспитание нафса, дабы он смиренно склонялся перед своим Господом.

Голод бездонного нафса – это его строгое ограничение. Отказ от исрафа подобно удержанию хищника (нафса) в надёжной клетке. И, наверное, именно это является тем, чем должны заниматься верующие в самую первую очередь во всем соблюдать строгую умеренность, ведя самую важную борьбу своей жизни!
 

Айна Замаева

Социальные комментарии Cackle