Видел ли Пророк (ﷺ) Аллаха во время Мираджа?
Видел ли наш Пророк (с.г.в.) Аллаха во время Мираджа? По данному вопросу имелись разногласия среди асхабов и имамов, и они оставили разные мнения об этом.
Ибн Аббас и Кабул-Ахбар утверждают, что в ту ночь наш Пророк (с.г.в.) видел Всевышнего в прямом смысле слова.
Досточтимая Аиша (р.а.) говорит:
- Расулюллах в ту ночь не видел Аллаха телесными глазами.
Сам Пророк (с.г.в.) соблаговолил сказать: «Пречист и свободен от любых недостатков Аллах, Которого я видел не глазами, а сердцем». Из этого следует, что он "видел" духовными глазами.
Имам Навави пришел к такому выводу, исходя из высказываний на эту тему, которые содержатся в «Сахихах» Аль-Бухари и Муслима:
- У меня появилась твердая убежденность в том, что Расулюллах по-настоящему видел Всевышнего своими глазами.
Когда асхабы высказывали разные суждения по данному вопросу, Ибн Аббас сказал: «Он видел телесными глазами». А ведь Ибн Аббас был самым знающим среди тех людей. Но досточтимая Аиша говорила: «Он не видел реальными глазами». Так возникли разногласия.
Однако Навави в комментариях к сборникам хадисов Аль-Бухари и Муслима пишет:
«Совместив эти два суждения, мы можем сказать, что в тот миг Всевышний Аллах забрал у Расулюллаха все ощущения. Его глаза перестали чувствовать свет. Он убрал все элементы, принимающие участие в процессе видения. А его самого Аллах превратил в свет. После этого Он воздействовал на его сердце и дал ему возможность увидеть, познать сердцем Всевышнего. Пророк видел Аллаха всеми частями своего тела, ставшего светом. Он рассмотрел Его со всех сторон и не увидел ничего, кроме сияния. Таким образом, в истинном сиянии он увидел истину Всевышнего».
Кази Бейзави говорит в своем тафсире:
- Пророк Муса всеми частями своего тела слышал слово Аллаха со всех сторон. Обдумал и увидел. Несомненно, это очень тонкий вопрос относительно к истине.
Из книги "Анваруль-ашикын"