Разъяснения Пророка ﷺ: как сунна раскрывает смыслы Корана

Фото: Anas-Mohammed / shutterstock.com
Разъяснение не до конца ясного довода
Это происходит так: смысл некоторых аятов Куръан Карима бывает не совсем ясным (мушкиль). То есть, нам непонятен их смысл, и благодатная сунна разъясняет их нам. От достопочтенной Аиши было передано: «Наш Господин соизволил сказать: «Каждый, кто во время отчета начнет перечить, подвергнется мучениям». Я же на это сказала: «Разве Аллах Всевышний не говорит в Куръан Кариме:
فَسَوْفَ يُحَاسَبُ حِسَابًا يَسِيرًافَأَمَّا مَنْ أُوتِيَ كِتَابَهُ بِيَمِينِهِ
«А для того, кому его книга будет вручена в правую руку, отчет будет легким (так он получит вознаграждение за свои добрые дела, его плохи поступки будут прощены)» (Аль-Иншикак, 7-8)?
Пророк ﷺ ответил так: «Это (вручение книги в правую руку) подношение (если после получения книги начнется детальный отчет, то у человека, подвергающегося отчету, может появиться мысль о погибели)».
Из сказанного здесь не следует делать вывод, будто в Куръане каждое установление с широкой сферой действия нуждается в ограничении (тахсисе), каждый абсолютный хукм нуждается в заострении на нем внимания, а каждое не вполне ясное положение нуждается в разъяснении.
Тахсис: как сунна конкретизирует общие установления Корана
Многие общие доводы в Куръан Кариме могут оставаться имеющими общее значение, поскольку в них предусмотрен широкий охват. Множество абсолютных доводов так и останутся абсолютными, ибо они таковыми и предполагались. Так же обстоит дело и с кратко изложенными доводами (без подробностей). Однако при появлении необходимости разъяснений Расулюллах ﷺ может взять это на себя.
Кто обладает разумом и беспристрастностью, тот не станет отрицать, что великий шариат содержит множество законов, доводом для которых напрямую служит величественная сунна. Куръан Карим не излагает детально, в подробностях, однако дает возможность соотнести эти законы с имеющимися в нем общими доводами. Такова акыда исламских ученых первых и последующих поколений (саляф и халяф).
Один из хукмов, самостоятельно установленных величественной сунной, это фитр-садака и связанные с ним другие установления, так как доводом, делающим его ваджибом, является только величественная сунна.
Таково же и положение о запрете женщине и ее тете одновременно состоять в никахе с одним и тем же мужчиной или быть у него в наложницах. Несмотря на то, что в Куръан Кариме сообщается лишь о запрете двум сестрам одновременно быть замужем за одним мужчиной, величественная сунна установила запретность этого и относительно тети со стороны отца или матери.
Фото: OFJahed / shutterstock.com
К запрету Аллаха Всевышнего в Куръан Кариме употреблять в пищу мертвечину (мясо дохлого животного), свинину и кровь, стекающую из горла животного во время забоя, благодатная сунна добавила запрет кушать мясо имеющих когти хищных птиц, хищных зверей, домашних ослов. Их запретность не упомянута в Куръан Кариме во вносящей ясность конкретной форме.
Пророческая сунна самостоятельно включила в законодательство положение о преимущественном праве соседа выкупить выставленный на продажу земельный участок, примыкающий к его земельному участку. Хотя в Куръан Кариме не находим ничего, кроме общего призыва делать добро соседям.
Приведенные положения это лишь малая часть тех многочисленных хукмов, самостоятельно установленных пророческой сунной.
В соответствии со всем изложенным, можем сказать следующее: самостоятельность величественной сунны в установлении хукмов означает, что она является их доводом и указателем. Это вовсе не значит, что Почтенный Посланник ﷺ устанавливает законы, определяет хукмы, не имея на то разрешения Всевышнего Аллаха. Право устанавливать законы принадлежит одному лишь Аллаху и только Ему. И при этом нет никакой разницы, что является доводом для хукма - Куръан Карим или же хадис-шариф.
Мухаммад Йелкенджи «Ясной религии ислам не может быть без посланника Аллаха ﷺ»