«Познавшему Аллаха живется легко»
Фото: Ислам-тудей.
Избавься от всех качеств человеческой природы, несовместимых с рабским служением Аллаху, чтобы ты мог откликнуться на Его призыв и приблизиться к Его святому Присутствию.
Пояснение: Среди человеческих качеств имеются не только прекрасные нравственные, как милосердие, скромность, щедрость, стыдливость, но и такие отрицательные качества, как жестокость, гордыня, жадность, похоть, зависть, тщеславие. Когда твой Господь скажет: «Эй, раб мой!», чтобы ты мог ответить: «Ляббейк, йа Рабби» (слушаюсь и повинуюсь, о мой Господь!), тебе нужно избавиться от этих отрицательных качеств.
«Первые нуждаются в свете, а вторым свет уже дарован»
Источником всякого ослушания, беспечности и порочной страсти является самодовольство. А корни любого послушания, бдительности и добродетели – в недовольстве собой.
Пояснение: Самодовольный человек считает свое состояние образцовым. А кто недоволен своим нафсом, тот смотрит на себя критическим взором и ищет свои недостатки. Раз так, то мюрид должен постоянно подвергать экзамену свой нафс, не быть довольным ни одним его состоянием и выявлять свои скрытые недостатки.
Даже Юсуф (а.с.), сам будучи пророком, говорил: «Я не оправдываю себя, ведь нафс призывает человека к плохому» (сура Юсуф, 53). В таком случае, как же может быть правильным, чтобы какой-нибудь человек был доволен своим нафсом?
Сари ас-Сакати (к.с.) говорил: «Познавшему Аллаха живется легко. Склонный к бренному миру будет испытывать трудности. Глупец с утра до вечера занимается пустыми делами (от которых нет пользы ни в этом мире, ни в ахирате). Умный постоянно выявляет недостатки своего нафса».
Фото: Ислам-тудей.
Лучше общаться с недовольным собой невеждой, чем дружить с самодовольным ученым. Ибо какие могут быть знания у самодовольного ученого? И разве можно считать невеждой необразованного человека, недовольного собой?
Пояснение: Дружба с недовольным своим нафсом – это только к добру. А задушевная беседа с самодовольным человеком – это чистое зло. Через приятельские отношения люди перенимают свойства друг друга. Иначе говоря, человек перенимает нрав того, с кем ведет дружеские беседы.
Кто познает свой нафс, тот познает Аллаха. Кто познает своего Господа, тот не может оставаться невеждой. Ведущее к Аллаху невежество – это по сути и есть знание. А отдаляющее от Аллаха знание – вовсе не знание, а невежество. Ибо цель знания – познание Аллаха. Какие же знания могут быть у того, кто, следуя за своим нафсом, отдаляется от Аллаха?!
Из книги «Хикам аль-Атайя»