О тех, кто видит творения и не видит Творца...
Как может сердце (суфия) достичь просветления, когда формы созданий отражаются на его поверхности?
Пояснение: Когда в зеркале души отражаются лишь всё мирское, вместо Аллаха, такое сердце не может познать Аллаха. Обращенный к Создателю отворачивается от созданных. Чье сердце занято сотворенными, тот далек от Аллаха.
Как может человек направляться к Аллаху, будучи скованным своими страстями? Как может предстать перед взором Аллаха, если не очистился от пятен забвения? Как может понять все тонкости тайн, не покаявшись в своих прегрешениях?
Пояснение: Человек не может стать арифом, пока полностью не оставит грехи и греховные желания, не избавится от беспечности. До конца не прервав отношения со всем мирским, он не сможет как следует познать Аллаха.
Размышления – зеркало: как понять хороший ты человек или плохой
Всё в этом мире – сплошная тьма, и освещает их лишь светоч (нур) Аллаха.
Кто видит творения и не видит Творца, Который до них, с ними и после их конца, тому не хватает света познания, и сотворенных вещей облаками от него скрыто солнце марифата.
Пояснение: Кто наблюдает предметы и не замечает в них проявления совершенных качеств Высшего Творца, тот не сможет постичь истину. В таком случае предметы будут его загораживать, и потеряется основная цель (познание аль-Хакка).
«Он – Первый и Последний, Явный и Скрытый. И Он знает обо всем» (сура аль-Хадид, 57/3).
Аллаха невидим Своей сущностью (Зат) и светом (Нур).Он сокрытый и неявленный. Однако Он явлен в Своих творениях, может проявляться в каждом предмете.
Солнце существует, оно огромное и очень яркое. Но оно может быть закрыто облаком. Кто видит лишь облако, тот упускает из виду находящееся за облаком солнце и его лучи.
Доводом о наличии у Аллаха качества «каххар» является то, что Он скрыл Себя от вас тем, что не существует наряду с Ним.
Пояснение: Аллах извечен (кадим). Всё существующее, кроме Него – появившееся со временем. Он существовал, когда ничего другого не было. Предметы, не обладающие абсолютным существованием, закрывают от тебя единственного истинно сущего Аллаха. И это доказывает наличие у Него неодолимой силы. Нечто бренное (фани) скрывает то, что вечно (баки), и это является признаком обладания сокрушающей силой (кахир).
Как можно представить, что нечто скрывает Его, тогда как Он делает всё явным и видимым?
Пояснение: Аллах, по сути, явный (захир). Духовным взором Его можно увидеть во всем. Завеса не на Нем, а на твоих глазах, не способных увидеть.
3 степени ихласа: «Искренность – одна из Моих тайн, и Я дарую ее Моим любимым рабам»
Как можно подумать, что нечто скрывает Его, тогда как Он проявляется во всем и посредством всего?
Пояснение: Проявления могущества и мудрости Аллаха можно увидеть во всем. Кем-то было сказано: «Я не видел ничего такого, чтобы на нем не видеть Аллаха (то есть проявления Его могущества и мудрости)».
Из книги «Хикам аль-Атайя»