Могут ли быть посредники между Аллахом и верующими?
Проблема достаточности (кифайат)
Последователи Ибн Таймийи не в силах постичь разницу между истинной и видимой причиной, между деяниями Аллаха и деяниями рабов Аллаха. Они утверждают: «Аллах достаточен. Когда есть Он, нет нужды в ком-то или чем-то ином, нет нужды в посредниках. В доказательство они приводят аят:
«Йа аййухан-набиййу хасбукаллаху уа ман-ит-та6а’ акаминаль-му’минин»[1].
Таймийисты считают, что слово «ман» («тем, кто») из этого аята и слово-окончание «ка» («тебе», присоединенное к слову хасбу «достаточно») являются однородными членами предложения, относятся к одному и тому же слову - «Аллах». И они выводят из аята такой смысл:
«О Пророк! Достаточно тебе и тем, кто последовал за тобой из числа верующих, Аллаха».
На первый взгляд кажется, что таймийисты правы. Действительно, разве для всего, что существует, недостаточен Аллах? Да, Аллах достаточен. Но опять же по порядку, установленному Всевышним Аллахом, также существует и необходимость в видимых причинах, видимых посредниках и средствах достижения какой-то цели.
Что же касается аята, то, следуя правилам арабской грамматики, можно утверждать, что однородными членами предложения в данном случае являются слова «ман» («тем, кто») и слово (лафза-и джалял) «Аллах», которые и относятся к слову-окончанию «ка» («тебе», присоединенное к слову хасбу «достаточно»). Такого мнения придерживаются многие ученые-лингвисты и комментаторы Корана.
Наш вывод и соответствует правилам грамматики, и дает нам иное понимание аята:
«О Пророк! Достаточно тебе Аллаха и тех, кто последовал за тобой».
Как мы видим, в этом аяте нет ничего такого, чтобы позволяло нам усомниться в традиционных основах нашей религии. Эта фраза аналогична распространенному в языках многих мусульманских народов выражению: «Сначала Аллах, а после такой-то».
Но Ибн Таймийа и его ученик Ибни Каййим предпочитают видеть в этом аяте тот смысл, что Аллах достаточен (кифайа), никому, кроме Него нельзя приписывать эту достаточность. При этом они критикуют и обвиняют в ненежестве тех ученых-лингвистов и комментаторов Корана, которые придерживаются иной точки зрения.
Между тем общеизвестно, что и в Коране, и в хадисах, и в простонародной речи достаточно фраз и выражений, в которых слово «достаточность» («кифайа», «хасб») употребляется и по отношению к другим созданиям, кроме Всевышнего Аллаха. Например, слово «хасб» применяется по отношению к адскому пламени в следующих аятах:
«Лицемерам, как мужчинам, так и женщинам, а также неверным, Аллах обещал адский огонь. Достаточно (хасб) с них адского огня!»[2]
«Когда же ему говорят: «Бойся Аллаха!» - им овладевает греховное величие. Довольно (хасбу) для него ада - а ведь это скверное прибежище!»[3]
А слово «кифайат» употребляется по отношению к самому человеку в таком аяте:
«Читай свой свиток! Довольно (кафя) для тебя в самом себе счетчика [своих деяний]!»[4]
Так же мы видим, что многие хадисы начинаются со слов «Кафя билль-мар’и ...» («Достаточно человеку...») и слово «кифайат» употребляется по отношению к самым разным творениям Аллаха и действиям.
Таким образом, слово «достаточность» («кифайат», «хасб») может применяться и по отношению к другим созданиям, кроме Аллаха. В этом вопросе старания Ибн Таймийи совершенно напрасны, а обвинение в адрес ученых беспочвенны.
____________________________________
[1] Коран, 8/64. Слово в слово можно перевести так: «О Пророк! Достаточно тебе Аллаха и кто последовал за тобой из верующих».
[2] Коран, 9/68.
[3] Коран, 2/206.
[4] Коран, 17/14.
Из книги "Учение ибн Таймии, ибн Абдуль-Ваххаба и преступления, совершаемые их последователями под предлогом защиты единобожия"