«Кто познает своего Господа, тот не может оставаться невеждой»
Фото: Ислам-тудей
ولأنتصحب جاهلالايرضى عن نفسه خير لكمن أن تصحب عالما يرضى عن نفسه فأي علملعالم يرضى عن نفسهوأي جاهل لجاهللايرضىعن نفسه
Лучше общаться с недовольным собой невеждой, чем дружить с самодовольным ученым. Ибо какие могут быть знания у самодовольного ученого? И разве можно считать невеждой необразованного человека, недовольного собой?
Пояснение: Дружба с недовольным своим нафсом – это только к добру. А задушевная беседа с самодовольным человеком – это чистое зло. Через приятельские отношения люди перенимают свойства друг друга. Иначе говоря, человек перенимает нрав того, с кем ведет дружеские беседы.
Кто познает свой нафс, тот познает Аллаха. Кто познает своего Господа, тот не может оставаться невеждой. Ведущее к Аллаху невежество – это по сути и есть знание. А отдаляющее от Аллаха знание – вовсе не знание, а невежество. Ибо цель знания – познание Аллаха. Какие же знания могут быть у того, кто, следуя за своим нафсом, отдаляется от Аллаха?!
شعاع البصيرة يشهدك قربهمنك. وعين البصيرة يشهدك عدمكلوجوده. وحقالبصيرة يشهدك وجودهلاعدمك ولاوجودك كانا ولا شئ معه وهو الآنعلى ماعليه كان.
Лучи света басирата (внутреннего духовного видения) удостоверяют тебя в Его близости к тебе. Око басирата удостоверяет тебя в твоем небытии перед Его бытием. Истина басирата удостоверяет тебя о Его бытии и что нет ни твоего бытия, ни твоего небытия.
Вначале был только Аллах и не было ничего рядом с Ним. Он и сейчас такой же, каким был вначале.
Пояснение: Когда ничего не было, Он был. Он и сейчас такой же, каким был всегда.
«Познавшему Аллаха живется легко»
Способность к духовному видению божественного света (нур) бывает нескольких видов:
1. Видение слепого или отрицающего нур.
Такой человек не способен увидеть тонкие лучи света, исходящего от Аллаха. Это видение неверующего.
فَإِنَّهَا لَا تَعْمَى الْأَبْصَارُ وَلَكِن تَعْمَى الْقُلُوبُ الَّتِي فِي الصُّدُورِ
«Поистине, слепнут не глаза (физическая слепота ничем не навредит в будущей жизни), а слепнут (духовные) сердца, которые в груди» (Хадж, 46).
2. Видение человека со слабой прозорливостью.
Это такое состояние, когда из-за (духовных) недугов, невозможно четко увидеть Нур, и оно присуще простолюдинам.
Фото: Ислам-тудей
3. Это состояние, когда человек способен видеть Нур.
Однако из-за его сильного воздействия не может открыть глаза. Это называется «излучение внутреннего света», и это видение тех, кто направляется к Аль-Хакку, и является признаком приближения к Аллаху. Это называется «ильм-йакин».
4. Открыл глаза, увидел Нур, однако не смог осознать, что кроме Нура там есть что-то еще.
Это называется «айнель-йакин». На этой стоянке мюрид осознает бытие Аллаха и свое небытие.
5. Истинный басират показывает существование одного только Всевышнего Аллаха.
Мюрид даже не может осознать свое бытие или небытие. (Хотя в предыдущем состоянии он понимал свое небытие). Вот это и есть басират, называемый «хаккаль-йакин».
Из книги «Хикам аль-Атайя»