• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Каково положение Маулида в Исламе?

Время чтения: 3 мин
6058

В рисаля Аллама Суюти (1405-1505) «Хуснуль-максад фи амалиль-маулид» («Благое намерение при проведении маулида») приводится следующая фетва Ибн Хаджара Аскалани (1371-1448):

«Действительно, маулид появился позже. Мы не знаем преданий о чем-либо подобном из уст мусульман, живших в первые три века Ислама. Но вместе с этим, обычай проведения маулида имеет и хорошие, и плохие стороны. Если при этом брать его хорошие стороны и оставлять плохие, то маулид можно назвать благим новшеством (бид’ат-и хасана). В противном же случае проведение его нельзя назвать хорошим делом.

Вместе с этим мне кажется, что в нашей религии найти обоснование проведения маулида. В хадисе, приведенном у Муслима и у Бухари, сообщается: когда Посланник Аллаха аляйхиссалям вошел в Мадину, евреи отмечали день Ашура, соблюдая пост. Когда у них спросили о причине этого, они ответили: «День Ашура - это благословенный день, когда Всевышний Аллах утопил в море Фирауна и спас Пророка Мусу аляйхиссалям от его зла. Поэтому из благодарности Аллаху в этот день мы постимся». На это Посланник Аллаха аляйхиссалям ответил: «Мы более вас достойны чтить память Пророка Мусы» и повелел своим сподвижникам день Ашура проводить в поклонении.

Из этого становится ясно, что день, когда Всевышний Аллах проявил к какому-то Своему рабу милость или спас из какой-то беды, достоин того, чтобы считать его благословенным, чтить и из благодарности Аллаху проводить этот день в поклонении дозволено, даже сунна. Как мы знаем, благодарностью Аллаху могут быть и намаз, и пост, и садака, и чтение Корана и другие ибадаты. Можно ли представить большее благо (ни’мат), чем явление на свет нашего Пророка саллаллаху аляйхи ва саллям, который есть милость для миров?

Поэтому надо знать тот день, когда родился этот великий Пророк саллаллаху аляйхи ва саллям, чтить его и проводить в поклонении, так же, как и день спасения Пророка Мусы аляйхиссалям - Ашура. Если не совершать это в тот самый день месяца Рабиуль-аууаль, то возможно в любой другой день этого месяца. Некоторые ученые, мысля широко, даже утверждают, что, чтя появление на свет нашего Пророка аляйхиссалям, проводить маулид можно в любой день в году.

Это некоторые соображения об обосновании маулида. Что же касается формы его проведения, то маулид можно отмечать деяниями, смысл которых - выражение благодарности Аллаху. Например, читать Коран, раздавать садака, устраивать угощение, произносить мунаджаты, касыды, вдохновляющие сердца людей совершать благие деяния и трудиться ради будущей жизни, а также восхвалять Пророка аляйхиссалям, выражая свою любовь к нему.

Если же эти действия из рода развлечений, таких как сама’или веселье (ляху), то следует определиться. Если это веселье не превышает установленных границ, остается в рамках мубаха, то оно мубах. Если же доходит до макруха или харама, то оно, соответственно, макрух или харам, и его следует запретить».

Как мы видим, Шейхуль-Ислам Хафиз Ибн Хаджар находит религиозное обоснование тому, что благословенные праздничные дни и ночи следует почитать, торжественно отмечая маулид и другие события в течение всего года или в определенный день. Такого же мнения придерживается и Алламе Суюти.

Известная нам на сегодняшний день форма проведения маулида со чтением в праздничной обстановке посвященных этому событию мунаджатов и с угощением присутствующих впервые появилась во времена Малика Музаффара (ум. около 630/1233) - друга и зятя Салахетдина Аюба из династии Аюбитов.

Ибн Асир в своей «Тарихуль-камиль» («Совершенная история») пишет об этом так:

«Маулид проводят в месяц Рабиуль-Авваль. Для этого организуют большие торжественные празднества. Малик Музаффар, который ввел такой обычай проведения маулида, был мужественным человеком, героем, справедливым, разумным, проницательным и ученым правителем. Он заплатил 1000 динаров Шейху Абуль-Хаттабу, который составил рисаля «Маулид-и Шариф». Малик Музаффар погиб в 630 году, попав в осаду крестоносцев. Да будет милость Аллаха над ним и да наполнится его могила светом!»

Из книги "Учение ибн Таймии, ибн Абдуль-Ваххаба и преступления, совершаемые их последователями под предлогом защиты единобожия"

Социальные комментарии Cackle