Какой аят Аллах ниспослал разрушителям мечетей?
وَقَالَتِ الْيَهُودُ لَيْسَتِ النَّصَارَى عَلَىَ شَيْءٍ وَقَالَتِ النَّصَارَى لَيْسَتِ الْيَهُودُ عَلَى شَيْءٍ وَهُمْ يَتْلُونَ الْكِتَابَ كَذَلِكَ قَالَ الَّذِينَ لاَ يَعْلَمُونَ مِثْلَ قَوْلِهِمْ فَاللّهُ يَحْكُمُ بَيْنَهُمْ يَوْمَ الْقِيَامَةِ فِيمَا كَانُواْ فِيهِ يَخْتَلِفُونَ
«Иудеи сказали: «Христиане не на истинном пути». А христиане сказали: «Иудеи не на истинном пути». Все они читают (каждый свою) Книгу. И невежды (язычники) сказали похожее (про мусульман). В Судный день Аллах рассудит их в том, в чем они расходились» (Бакара, 113).
Ибн Аббас рассказывал: «Когда делегация из Наджрана прибыла в Медину, чтобы встретиться с посланником Аллаха ﷺ, то к ним пришли иудейские священники, и в присутствии посланника Аллаха ﷺ они затеяли спор. В конце концов иудеи сказали христианам Наджрана: «Ваша религия ничего из себя не представляет» и отвергли пророка Ису (а.с.) и Инджиль. Христиане же ответили им: «На самом деле это ваша религия ничего из себя не представляет» и отвергли Мусу (а.с.) и Тору. И тогда Аллах Всевышний ниспослал этот аят» [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 29; Абу Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Куръан, 2/53]. Этот риваят привели Ибн Исхак и Ибн Абу Хатим [Абдульфаттах аль-Кады, Асбабун-Нузуль анис-Сахаба валь-Муфассирин, стр. 18].
Читайте также: Для чего многобожники просили Пророка ﷺ показать им чудо?
Табери упоминал, что иудеем, который сказал христианам «Ваша религия ничего из себя не представляет», был Рафи ибн Хузайма (или Хураймиля) [Табери, Джамиуль-Байан, 1/394].
وَمَنْ أَظْلَمُ مِمَّن مَّنَعَ مَسَاجِدَ اللّهِ أَن يُذْكَرَ فِيهَا اسْمُهُ وَسَعَى فِي خَرَابِهَا أُوْلَئِكَ مَا كَانَ لَهُمْ أَن يَدْخُلُوهَا إِلاَّ خَآئِفِينَ لهُمْ فِي الدُّنْيَا خِزْيٌ وَلَهُمْ فِي الآخِرَةِ عَذَابٌ عَظِيمٌ
«Кто же более несправедлив, чем препятствующий поминанию в мечетях Аллаха Его имени, и стремящийся разрушить их? Им бы стоило входить туда только в страхе. Бесчестье им в земной жизни и великое наказание – в жизни вечной» (Бакара, 114).
Муфассиры разошлись во мнениях о том, по поводу кого был ниспослан данный аят.
Кельби передавал, что, по мнению Ибн Аббаса, данный аят был ниспослан по поводу Татлуса и его товарищей, являвшихся византийцами. Он объявил войну иудеям и победил их, и приказал убить всех, кто мог держать оружие, а женщин и детей взял в плен. Он сжег Тору и, разрушив Бейтуль-Макдис (Иерусалим), приказал закидать город телами мертвых животных [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 30].
Некоторые говорили, что данный аят был ниспослан в отношении Бухтуннасра (Навуходоносора), так как он разрушил Бейтуль-Макдис (Иерусалим). Однако Ибн Аббас придерживался мнения, что данный аят был ниспослан в отношении христиан. Данное мнение основано на том, что христиане питали вражду к иудеям и помогали Бухтуннасру в захвате и разрушении Иерусалима. Иерусалим оставался разрушенным до того времени, когда халифом стал Умар ибн Хаттаб, именно он заново отстроил Бейтуль-Макдис.
В соответствии с третьим мнением, данный аят был ниспослан в год Худайбийи, в связи с тем, что мекканские многобожники отказались пустить мусульман в Мекку [Абу Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Куръан, 2/53].
В сущности, поскольку это аят имеет общий смысл, то его хукм касается всех, кто препятствует поклонению в мечетях и разрушает их как духовно, так и физически, независимо от места и времени.
Автор: Islam Today