Как Ибн Таймия приравнял мусульман к многобожникам
Человек, который склоняется в земном поклоне перед кем-либо кроме Аллаха, желая выразить уважение и почтение, считается грешником, но никак не неверующим (кяфир). Чтобы доказать правдивость этого утверждения, достаточно привести аят: «И пали они перед ним [Йусуфом] в земном поклоне»[1].
Этот аят сообщает нам, что одни рабы Аллаха склонились в земном поклоне перед другим рабом Аллаха. Ибн Касир, комментируя этот аят, пишет: «Мать, отец и одиннадцать братьев Йусуфа склонились перед ним в земном поклоне (сажда). В их шариате это было дозволено.
Когда кто-то приходил к человеку, занимающему высокое положение в обшестве, то приветствовал его земным поклоном. Это считалось дозволенным со времен Пророка Адама аляйхиссалям до времен Пророка Исы аляйхиссалям. Но в шариате народа, живущего перед самым концом света, т.е. мусульман, это было запрещено.
Эту точку зрения доказывает и тот факт, что ангелы склонились в земном поклоне перед Адамом аляйхисаллям. Это их действие является поклонением Аллаху, так как они поступили так по приказу Всевышнего, а по отношению к Адаму - это выражение уважения и почтительности».
Значит, поклонение (ибадат) - это одно, а тавассул, выражение почтительности и возвеличивание - это другое. Даже если внешне какое-то действие кажется актом поклонения, но так как при этом нет намерения совершения поклонения, а в сердце нет соответствующего вероубеждения, то это действие и не считается поклонением.
Здесь можно привести в пример обряды хаджа, когда мусульмане, выказывая всякую почтительность и воздавая всяческие почести, ходят вокруг, пытаются дотронуться руками, прислониться лицом к Каабе и Черному камню.
Но при этом они имеют намерение в сердце совершить поклонение Аллаху, а Кааба и Черный камень всего лишь посредники, которым выказывается почтительность. Возвеличивать, чтить какой-то объект не означает поклоняться этому объекту.
Возвеличивание (та’зым) может быть обязательным (фарз и ваджиб), предпочтительным (мандуб), а может и быть мубах, нежелательным (макрух) или запретным (харам). Возвеличивание какого-то иного объекта, кроме Аллаха, если при этом этот объект не признается Господом, не считается многобожием и неверием. Многобожие (ширк) и неверие (куфр) – это признавать Господом (рабб) что-то иное, чем Аллах.
Разницу между посредничеством (тавассул) и поклонением некоторые ученые Ахль Сунны разъясняют так:
«Человек, который не имеет возможности или смелости непосредственно обратиться к правителю с какой-то просьбой, сначала обращается к его визирю. Через посредничество визиря он доносит свою просьбу до правителя. Правитель же, найдя такое поведение человека соответствующим благовоспитанности, может с благосклонностью отнестись к его просьбе.
Но если этот человек вместо того, чтобы сделать визиря посредником и заступником за себя, отнесется к нему, как к правителю и непосредственно к визирю обратится со своей просьбой и выкажет именно ему всю возможную почтительность, то разгневанный таким поведением правитель может подвергнуть этого человека наказанию. Первый пример демонстрирует нам, что такое тавассуль, а второй - признание Господом чего-то иного, кроме Аллаха».
Ибн Таймийа не увидел эту явную разницу между тавассулем и поклонением. Или не захотел увидеть. Поэтому он приравнил мусульман к многобожникам, и стал лидером того мрачного движения, которое видит весь мир наполненным мушриками.
________________
[1] Коран, 12/100.
Из книги "Учение ибн Таймии, ибн Абдуль-Ваххаба и преступления, совершаемые их последователями под предлогом защиты единобожия"