• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Границы ответственности человека с точки зрения имама Матуриди

Время чтения: 2 мин
3981

Прежде всего, Матуриди принимает действия и поступки людей за абсолютную истину с антологической точки зрения и пытается обосновать это мнение. Согласно ему, разум, чувства и Коран совершенно явно дают понять, что человек является хозяином своих поступков. Основываясь на этом, Аллах возложил на людей некие задачи и некую ответственность, а взамен приготовил награду и наказание. Чтобы работать и творить, человеку перед началом поступков и на время их совершения дана сила и мощь.

Поступки человека это результат этой силы и несотворенной частичной воли. В этом кроется основа того, что человек может совершать поступки, и того, что он несет ответственность за них. Так человек устремляется к каким-либо поступкам, выбирает и совершает их по собственной воле. Сотворение же всех плохих и хороших поступков человека происходит при помощи силы Аллаха. Другими словами, в поступках человека задействованы две стороны, одна из которых это роль человека, а вторая – сила Аллаха. Матуриди опроверг взгляды тех, кто придерживался идеи отрицания судьбы и наличия некого принуждения, которая была популярна до его времени, выдвинув мнение о том, что поступки являются результатом деятельности, как человека, так и Аллаха, предложив тем самым новое решение этого вопроса. Согласно этому взгляду, намерение совершить какой-то поступок, его выбор и само совершение – все это дело человека. Аллах же, являющийся Творцом всего, создает и действия человека.

Другими словами, сила, которая создает действие, принадлежит Аллаху. То есть, на самом деле, поступок с точки зрения его реализации («касб») принадлежит человеку, а с точки зрения его сотворения – Аллаху. Это деление в совершении действий имеет разный характер для человека и Аллаха, а также не отменяет ответственности человека за поступки.

В то же время, в религии человек никогда не считается ответственным за то, что выше его сил. Первостепенным условием того, что что-либо будет возложено на человека, будь то какое-либо повеление или же запрет, это выполнимость этого для человека. Согласно этому, наказывать людей за несовершенные поклонения, непокорность или не сделанные поступки еще более тяжким наказанием, противоречит логике ответственности, возлагаемой религией. Если Аллах повелел что-либо людям, опираясь на их разум или с помощью божественно откровения, то, Он сотворил и способ понимания этого. Тот, кто не в состоянии понять это, не будет считаться тем, к кому обращены божественные повеления. Пути познания всех этих повелений различны; однако, эти пути могут быть найдены с помощью разума и опоры на логические доводы.

Согласно Матуриди, ничего во Вселенной не создано понапрасну. Каждая вещь сотворена по какой-то причине, с какой-то целью и некоей мудростью. Именно по этой причине, творения Аллаха не могут выйти за границы законов бытия и разумных принципов, установленных Аллахом. Это позволяет всему существовать самым прекрасным и гармоничным образом. Согласно Матуриди, есть два вида мудрости: первой является справедливость, а второй – милость. Справедливость заключается в совершение всего к месту. Что касается милости Аллаха, то она безгранична. Из всего вышесказанного следует вывод, что божественные действия не могут быть лишены мудрости. Действовать вне мудрости глупо и это противоречит божественной сущности Аллаха .

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle