«Если ты не увлечёшь Аллахом свою душу, то она увлечёт тебя страстями»
Фото: kamomeen/ shutterstock.com 
Высказывания ученых о тасаввуфе
Известный ученый шафиитского мазхаба, шейх Мухаммад бин ̒Абдулла бин Мустафа аль-Хани ан-Накшбанди (ум. в 1862 г.) в своей книги «Аль-бахджату ас-сания» пишет, что великие ученые прошлого и настоящего после изучения явных наук (ʻилм аз-захир) старались овладеть сокровенными знаниями (ʻилм ал-батын), то есть знаниями, касающимися духовного мира человека. Среди этих ученых есть великие имамы всех четырех мазхабов.
Известный ученый ханафитского мазхаба ʻАляуддин аль-Хаскафи (1616-1677) в своей книге «ад-Дурр аль-мухтар» по поводу отношения имама Абу Ханифы (699-767) к тасаввуфу передал, что Абу ʻАли ад-Даккак сказал: «Я перенял этот путь (тарикат) от Абуль-Касима ан-Насрабази, а он перенял его от имама аш-Шибли, он от ас-Сари ас-Сакати, тот от Маʻруфа аль-Кархи, он от Дауда ат-Таи, а он перенял знания и тарикат (тасаввуф) от Абу Ханифы, и каждый из них восхвалял его (Абу Ханифу) и признавал его достоинство» (ʻАляуддин аль-Хаскафи. Ад-дурр аль-мухтар шархи танвир аль-абсар ва джамиг аль-абхар. Бейрут: Дар аль-кутуб аль-̒ильмиййа, 2002 – С.14).
Великий ханафитский факих Ибн ʻАбидин (1784-1836) написавший примечания на эту книгу по поводу этих слов сказал: «Он – всадник на этой равнине. Потому что основа хакиката (тасаввуфа) – это знания, следование cунне и очищение нафса. Большинство из первых праведных мусульман дали ему (Абу Ханифе) именно такую оценку». Ахмад ибн Ханбал (780-855) сказал об Абу Ханифе: «Он в области науки, набожности, аскетизме и предпочтении будущей жизни был на таком уровне, которого никто не достиг. Его побили плетьми, чтобы он взял на себя судейство, но он отказался» (Ибн Абидин, Мухаммад Амин аш-Шахир. Радд аль-мухтар ʻаля ад-Дурр аль-мухтар шархи танвир аль-абсар. Аль-джуз аль-авваль. Дар аль-ʻалями аль-кутуб, 2003 – С.156).
Великодушие и самокритика: духовный путь суфиев Нишапура
В «Фатава аль-Умарийа» сказано: «Знай, что имам Абу Ханифа взял тарикат у своего ученика (Джагфара ас-Садыка) за два года до смерти. А перед смертью он сказал: «Если бы не эти два года, то Нуʻман (Абу Ханифу звали Нуʻман бин Сабит) бы погиб». Так же написано и в «Мактубат» имама Раббани (Шейх Хасан-афанди аль-Кахи. «Аль-Бурудж аль-мушаййада бин-нусус аль-муаййада» («Воздвигнутые башни-крепости, укрепив текстами (Корана и Сунны)»). Пер. с араб.: Гаджиев М.М-Р. – Ярославль, 2017. – С.155).
Имам аш-Шафиʻи (767-820) говорил: «Я дружил с суфиями и получил от них в пользу два выражения: «Время – как меч: если ты не возьмёшь его в руки, то будешь им разрублен» и «Если ты не увлечёшь Аллахом свою низменную душу (нафс), то она увлечёт тебя страстями». Он также говорил: «В этом мире мне понравились три вещи: простота, отношение к окружающим с кротостью и следование людей тасаввуфа» (Иса Абдуль-Кадыр. Что нужно знать о суфизме (Истина тасаввуфа). – М.: Издательский дом «Ансар», 2012. – С.259).
Кроме этого, имам аш-Шафиʻи в одном из своих стихотворений о тасаввуфе сказал: «Будь и факихом, и суфием – но не одним из них; Поистине, я наставляю тебя ради Аллаха; [Факих, но не суфий] – у него черствое сердце и оно не знает вкуса богобоязненности; [Суфий, но не факих] – он невежда (джахиль), а как же преуспеет невежда?!» (Диван аль-имам аш-Шафиʻи. Аль-Джавхар ан-нафис фи шиʻри аль-имам Мухаммад бин Идрис. Каир: Мактабату Ибн Сина, 2009. – С.46).
Имам Малик (713-795) сказал: «Кто изучил фикх, но не стал суфием, тот грешник (фасик). Кто стал суфием, но не изучил фикх, тот еретик (зиндик). А кто изучил оба пути, тот на пути истины» (Мухаммад, Юсуф Хаттар. Тарикат в свете Корана и Сунны (Энциклопия суфизма). Пер. с арабского. – 3-е изд. – М.: Издательский дом «Ансар», 2012. – С.48).
Имам Ахмад, до того как подружился с суфиями, говорил, наставляя сына: «О сынок, изучай хадис и сторонись тех, кто называет себя суфиями, так как они невежественны в религии». А после того как подружился с Абу Хамзой аль-Багдади, сказал своему сыну: «Сынок, следуй за этими людьми, так как они превзошли нас в знаниях, богобоязненности, аскетизме и близости к Аллаху». Также имам Ахмад о суфиях сказал: «Я не знаю людей лучше, чем они» (Там же).
Нияз Сабиров "Тасаввуф"