"Ахмад бин Ханбал стал орудием в руках неправедных..."
Таймийисты и ваххабиты утверждают, что чтимый всеми мусульманами уважаемый основатель мазхаба ханбали Ахмад бин Ханбал придерживался воззрения таджсим.
Между тем и в вопросах об аятах с неявным (муташабих) смыслом, и в других вопросах вероубеждения мнение и вероубеждение (итикад) досточтимого Ахмада бин Ханбала было аналогичным вероубеждению и мазхабу других ученых Ахль-Сунны.
Такиййуддин Аль Хисни передает, что аят «...когда Господь твой придет вместе с ангелами, выстроившимися рядами» (89/22) Ахмад бин Ханбал толковал как: «Явится повеление (амр) Аллаха». Так же растолковывают этот аят и другие комментаторы (муфассирун) Корана.
Также и казый Абу Йа᾽ла сообщает, что Ахмад бин Ханбал считал, что аят «...когда Господь твой придет вместе с ангелами, выстроившимися рядами» (89/22) растолковывается посредством аята «Неужели [неверующие] надеются на явление чего-либо [иного], кроме ангелов или веления (амр) твоего Господа?» (16/33).
Он придерживался мнения, что если в одном тексте слово не имеет определения, т.е. является мутлак, а в другом имеет какое-то уточняющее определение, т.е. является мукаййад, то руководствоваться следует его определенным (мукаййад) значением. По словам Абу Йа᾽ла Ахмад бин Ханбал говорит, что подобных примеров много и в Коране, и в сунне, и в единогласных решениях ученых (иджма) и муджтахидов, а Всевышний Аллах превыше того, чтобы приходить и уходить.
Одним словом, все разговоры о том, что Ахмад бин Ханбал был антропоморфистом, т.е. придерживался убеждения таджсим, являются не более чем ложью и клеветой.
Такой авторитетный ученый как Хафиз Абу Хафз пишет: «Два праведных человека Джа᾽фар бин Мухаммад и Ахмад бин Ханбал стали орудиями в руках неправедных. К Имаму Джа᾽фару Садику рафидиты возводят свой мазхабу, пытаясь приписать ему какие-то гнусные идеи, которые он не мог провозглашать и принимать. Также и некоторые последователи Имама Ахмада без всякого основания приписывают ему какие-то несусветные высказывания и ложные взгляды, такие как антропоморфизм (таджсим)».
Объявив Ахмада бин Ханбала своим сторонником, а других ученых Ахль Сунны обвинив в неверии, то и дело вмешиваясь в политику, антропоморфисты силой и принуждением принялись распространять свои взгляды и свой мазхаб.
Одной из жертв антропоморфистов стал историк Ибн Джарир (Табари). Ибн Асир пишет:
«В этом году в Багдаде умер историк Ибн Джарир (Табари). Он родился в 224 году по хиджре. Его похоронили ночью в его собственном доме, потому что днем собралась толпа, которая не давала захоронить тело подобающим образом. Ибн Джарира объявили рафидитом и обвиняли в неверии».
Али бин Иса с отвращением отзывается об указанных событиях: «Клянусь Аллахом, если бы у этих бродяг спросили, кто такие рафидиты и отступники от веры, ни один не смог бы ответить. Они ничего не понимают в этом!»
Из книги "Учение ибн Таймии, ибн Абдуль-Ваххаба и преступления, совершаемые их последователями под предлогом защиты единобожия"