Великая награда тем, кто уверует и богобоязнен
مَّا كَانَ اللّهُ لِيَذَرَ الْمُؤْمِنِينَ عَلَى مَآ أَنتُمْ عَلَيْهِ حَتَّىَ يَمِيزَ الْخَبِيثَ مِنَ الطَّيِّبِ وَمَا كَانَ اللّهُ لِيُطْلِعَكُمْ عَلَى الْغَيْبِ وَلَكِنَّ اللّهَ يَجْتَبِي مِن رُّسُلِهِ مَن يَشَاء فَآمِنُواْ بِاللّهِ وَرُسُلِهِ وَإِن تُؤْمِنُواْ وَتَتَّقُواْ فَلَكُمْ أَجْرٌ عَظِيمٌ (179)
179. «Аллах не оставит вас (о люди) в таком положении, пока не отделит дурного от хорошего. И Аллах не дарует вам сокрытое знание, однако Аллах выбирает своими посланниками, кого пожелает (и им открывает некоторые тайны через откровение). Уверуйте же в Аллаха и Его посланников! Если вы уверуете и будете богобоязненны, то вам – великая награда».
В риваяте, переданном от Судди, сообщается, что некоторые люди сказали: «Если Мухаммад действительно правдив, то пусть сообщит нам о том, кто действительно является верующим, а кто неверующим». И тогда Аллах Всевышний ниспослал этот аят (Табери, Джамиуль-Байан, 4/125).
В риваяте, переданном от Ибн Аббаса этот вопрос немного раскрывается: Курайшиты сказали: «О, Мухаммад! Ты говоришь, что те, кто примет твою религию, войдут в Рай и Аллах будет доволен ими, а те, кто не примут твоей религии окажутся в Аду и Аллах будет разгневан на них. Не так ли? Тогда сообщи-ка нам, кто уверует в тебя, а кто не уверует». И тогда Аллах Всевышний ниспослал этот аят.
Перевод смыслов Корана: «Мы даем им долгую жизнь только для того, чтобы они умножили свои грехи»
В риваяте, переданном от Судди сообщается, что посланник Аллаха ﷺ говорил: «Так же как Адаму (алейхи салям) было показано его потомство, точно так же и мне была показана моя община, и мне было сообщено кто из них уверует, а кто не уверует».
Мунафики (лицемеры) издеваясь над этими словами посланника Аллаха ﷺ, говорили: «Мухаммад говорит, что ему известно о том, кто уверовал в него, а кто не уверовал. Однако мы вместе с ним, но он даже не догадывается (что мы не веруем в него)». И тогда Аллах Всевышний ниспослал этот аят (Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 93; Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 1/510).
Иудеи сказали: «О, Мухаммад! Раньше вам нравилась наша религия. Если бы некоторые из вас умерли до того, как была ниспослана ваша Книга, то каково было бы их положение?».
В ответ на это и был ниспослан данный аят. Эти слова принадлежат Умару – невольнику Гафры (Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 1/510).
«Асбубун-Нузуль»
Фото: elements.envato.com