В чём мудрость проведения ритуала имянаречения новорождённого?
В исламе существуют определённые традиции – сунны, связанные с рождением ребёнка. Среди них чтение азана и камата при имянаречении.
В сборнике «Сунан ат-Тирмизи» приводится хадис, в котором упоминается эта практика, примененная Пророком ﷺ к его внуку Хасану (р.а.).
В нём говорится, что он прочёл азан в его правое ухо, а камат в левое и рекомендовал мусульманам делать то же самое для своих детей. После чего это действие закрепилось среди верующих в виде обычая.
В чём же мудрость этих действий, и что об этом говорил посланник Аллаха ﷺ?
Согласно риваяту от Хусейна (р.а.), Пророк ﷺ разъяснил необходимость этого действия следующим образом: «Ребёнок, которому после рождения прочитают в правое ухо азан, а в левое камат, будет защищён от вреда болезни Уммусыбъян (то есть тому не навредит джинн)» (Файзуль-Кадир, VI/237).
Актуально! Читайте также: Первым делом: что нужно сделать после рождения ребенка
Азан и камат, прочтённые ребёнку, – это, по сути, донесение до него формулы единобожия (таухид), возвеличивания Создателя (такбир) и таких религиозных основ, как свидетельство о пророчестве и призыв к совершению намаза.
Всё это должно сопровождать человека на протяжении всей последующей жизни, освещая ему тернистый земной путь. Поэтому хорошо, если первым, что услышит новорождённый, будут эти лучшие слова.
Адабы имянаречения
Азан и камат ребёнку может прочесть любой человек, однако предпочтительнее, если это сделает обладающий более совершенной верой или старшие (уважаемые) из семьи. Ведь благородный человек имеет благую энергию, и ребёнок непременно получает от него определённый баракат (благословение).
Этот адаб также идёт из сунны праведных сподвижников посланника Аллаха ﷺ:
«Передаётся от Абу Мусы: «У меня родился сын, и я отправился к Пророку. Он дал ему имя Ибрахим…» (Бухари, Муслим);
«Передается от Аиши (р.а.): когда у кого-либо рождался ребёнок, Пророк приходил, делал ему дуа и тахник (с фиником), проводил по нему рукой, чтобы ребёнок получил от него баракат» (Муслим, Бухари, тафсир Навави);
«От Анаса бин Малика (р.а.) передают, что Умм Салим родила ребёнка. Вместе с новорожденным я отправился к Посланнику Всевышнего. Он спросил, есть ли у меня финик для тахника? Я дал ему финик, и он, размягчив его во рту, нанёс небольшую часть на нёбо ребёнка. Пророк дал ему имя Абдуллах» (Бухари).
Это нужно знать! Читайте также: Этими именами нельзя называть детей
Таким образом, после рождения малыша, в омовении и со словами «бимилляхир-рахманир-рахим» на руки его возьмёт самый уважаемый и благородный среди них, повернётся в сторону киблы, прочтёт в его правое ухо азан, в левое камат и даст ему достойное имя.
О важности наречения ребёнка хорошим именем посланник Аллаха ﷺ говорил: «В Судный день вы будете призваны вашими именами и именами ваших отцов. Потому нарекайте себя и своих детей красивыми именами с хорошими значениями» (Бухари, Адаб: 108).
Человек, проведший ребёнку ритуал имянаречения, в конце произносит мольбу (дуа) за новорождённого с пожеланиями, чтобы он прожил свою жизнь под довольством Аллаха Азза ва Джалля, соблюдая все повеления ислама, и чтобы зло шайтана не коснулось его, и он был хорошим ребёнком для своих родителей.
Во время этой мольбы или по её завершении родителям желательно прочесть молитву – аят Корана, которую читал пророк Ибрахим (а.с.), глядя на лица своих сыновей Исмаила и Исхака (р.а.):
«Альхамдулилляхил-лязи уахабли аляль-кибари Исмаиля уа Исхак. Инна Рабби ля самигуд-ду’а-и» (Ибрахим, 39).
Кто не знает эту молитву, может прочесть любую другую со значением благодарности Всевышнему.
Процедуру имянаречения можно проводить как в день рождения ребёнка, так и отсрочить до седьмого дня: «Когда на свет появляется ребёнок, следует принести в жертву животное. Оно закалывается на седьмой день, в этот же день ему дают имя и бреют голову» (Абу Дауд, Тирмизи).
Интересно! Читайте также: Если узнал о рождении ребенка: дуа за новорожденного
Что будет, если не прочесть новорождённому азан?
Сподвижники Пророка ﷺ всегда старались точно следовать тому, что видели на его практике, поскольку Всевышний сказал через своего посланца:
«Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной! Тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах – Прощающий, Милосердный» (Аль-Имран, 31).
Все действия посланника Аллаха ﷺ совершались неспроста, а непременно основывались на какой-либо мудрости и несли огромную пользу. Поэтому ритуал имянаречения с произнесением азана и камата является частью священной сунны Пророка ﷺ.
И кто желает следовать его прекрасному пути, полному достоинства и религиозной этики, формирующему идеалы человеческих ценностей, пусть соблюдает эту благородную сунну.
(Фото: shutterstock.com).
Автор: Айна Замаева