Уроки суры Али Имран: «Существует ли для меня возможность покаяния?»
كَيْفَ يَهْدِي اللّهُ قَوْمًا كَفَرُواْ بَعْدَ إِيمَانِهِمْ وَشَهِدُواْ أَنَّ الرَّسُولَ حَقٌّ وَجَاءهُمُ الْبَيِّنَاتُ وَاللّهُ لاَ يَهْدِي الْقَوْمَ الظَّالِمِينَ (86) أُوْلَئِكَ جَزَآؤُهُمْ أَنَّ عَلَيْهِمْ لَعْنَةَ اللّهِ وَالْمَلآئِكَةِ وَالنَّاسِ أَجْمَعِينَ (87) خَالِدِينَ فِيهَا لاَ يُخَفَّفُ عَنْهُمُ الْعَذَابُ وَلاَ هُمْ يُنظَرُونَ (88) إِلاَّ الَّذِينَ تَابُواْ مِن بَعْدِ ذَلِكَ وَأَصْلَحُواْ فَإِنَّ الله غَفُورٌ رَّحِيمٌ (89)
«Как же Аллах наставит (на истинный путь) людей, которые стали неверующими после того, как уверовали и засвидетельствовали, что посланник – истинный, (и после того, как явились им (ясные) доводы (в их Книгах)?! И Аллах не наставляет злодеев. Их воздаяние – проклятие Аллаха, ангелов и всех людей (Что может быть страшнее такого наказания?!) Они останутся там (в Аду) навечно! Не облегчат им наказание и не дадут отсрочки. Кроме тех, кто раскаялся после этого (вероотступничества) и исправился. И, поистине, Аллах – Прощающий, Милующий (верующих)» (Али Имран, 86-89).
Поскольку по поводу причин ниспослания этих аятов существуют различные риваяты, то муфассиры разошлись во мнениях по поводу того, в отношении кого они были ниспосланы.
В соответствии с риваятом, переданным по каналу Мухаммада ибн Абдуллаха от Ибн Аббаса, один человек из числа ансаров сначала принял Ислам, а затем совершил вероотступничество и примкнул к многобожникам.
Однако затем он раскаялся в содеянном и обратившись к своему народу сказал: «Спросите у посланника Аллаха ﷺ существует ли для меня возможность покаяния?».
Прибыв к посланнику Аллаха ﷺ люди сообщили ему о произошедшем, и тогда Аллах Всевышний ниспослал эти аяты. Этот человек вернулся в Медину и снова принял ислам.
В риваяте, переданном от Муджахида сообщается имя сподвижника, который совершил вероотступничество, а затем снова принял Ислам, став тем самым причиной ниспослания этих аятов. Этого человека звали Харис ибн Сувейд ат-Тайми прибыв Медину он принял Ислам при посланнике Аллаха ﷺ. Затем Харис совершил вероотступничество и вернулся к своему народу.
Тогда Аллах Всевышний ниспослал аяты: «Как же Аллах наставит (на истинный путь) людей, которые стали неверующими после того, как уверовали и засвидетельствовали, что посланник – истинный, (и после того, как явились им (ясные) доводы (в их Книгах)?! И Аллах не наставляет злодеев. Их воздаяние – проклятие Аллаха, ангелов и всех людей (Что может быть страшнее такого наказания?!) Они останутся там (в Аду) навечно! Не облегчат им наказание и не дадут отсрочки. Кроме тех, кто раскаялся после этого (вероотступничества) и исправился. И, поистине, Аллах – Прощающий, Милующий (верующих)».
Один человек из его народа приехал к Сувейду и прочел ему эти аяты. Сувейд сказал: «Клянусь Аллахом, я знаю тебя как правдивого человека. Посланник Аллаха ﷺ еще более правдив, чем ты. А Аллах всевышний самый правдивый из вас троих». После этого вернувшись в Медину он снова принял Ислам, и стал хорошим мусульманином.
В другом риваяте, переданном от Муджахида сообщается, что человеком, который снова принял Ислам после ниспослания этих аятов, и вернулся к своему народу, был Аль-Харис ибн Сувейд ибнус-Самит из рода Амр ибн Ауф, который был братом Джуласа ибн Сувейда. Те, кто передавал данное мнение, говорили, что Аль-Харис ибн Сувейд не был сахабом, а был табиуном (Иззуддин ибнуль-Асир Абуль-Хасан Али ибн Мухаммад аль-Джазари, Усдуль-Габа фи Маарифатис-Сахаба, 1/396-397).
В вышеупомянутых риваятах ничего не говорится о том, что стало причиной иртидада (вероотступничества) Хариса ибн Сувейда. Однако в риваяте, переданном от Ибн Аббаса и приведенном Ибн Исхаком и Ибнуль-Мунзиром, сообщается, что во время битвы при Ухуде он убив Мадждара ибн Зияда и Кайса ибн Зейда из рода Дубайа, примкнул к курайшитам, и вернулся вместе с ними в Мекку.
Продолжение этого хадиса аналогично вышеприведенным риваятам. Однако в риваяте переданном от Абу Салиха – невольника Умму Хани говорится о том, что убийство двух мусульман в битве при Ухуде произошло уже после того, как Харис ибн Сувейд совершил иртидад (вероотступничество).
Совершив вероотступничество еще раньше, он отправился в Мекку, где и присоединился к курайшитам. Затем во время битвы при Ухуде он сражался на их стороне. После битвы при Ухуде он вернулся в Мекку, но спустя какое-то время он раскаялся в своем вероотступничестве и скал искать пути возвращения в Ислам.
Он написал письмо своему брату Джуласу ибн Сувейду, в котором говорилось: «О, мой брат! Я очень сильно раскаиваюсь в том, что совершил. Я хочу обратиться с покаянием к Аллаху и вернуться в Ислам. Сообщи об этом посланнику Аллаха ﷺ. Если будет хоть какая-то надежда на то, что мое покаяние будет принято, то непременно напиши мне» (Абдуррахман ибнуль-Кемаль Джаляледдин ас-Суюти, Тафсируд-Дурруль-Мансур фит-Тафсириль-Ма`сур, 2/257-258).
Таким образом, к преступлению, которым является вероотступничество, еще добавилось сражение против мусульман и убийство двоих из них.
Читайте также: 4 условия полноценного покаяния
В риваяте, также переданном от Муджахида, сообщается, что человек, совершивший вероотступничество был из рода Амр ибн Ауф. После этого, он отправился в Шам где принял христианство. Оттуда он написал письмо своему народу, в котором говорилось: «Существует ли для меня возможность покаяния? Сообщите мне об этом». И после того, как были ниспосланы эти аяты, он вернулся в Медину и снова принял Ислам (Абдуррахман ибнуль-Кемаль Джаляледдин ас-Суюти, Тафсируд-Дурруль-Мансур фит-Тафсириль-Ма`сур, 2/257).
В соответствии с риваятом, переданным Икримой, двенадцать человек, среди которых были Абу Амир ар-Рахиб, Аль-Харис ибн Сувейд ибнус-Самит, Вахвах ибнуль-Аслят совершили иртидад (вероотступничество) и присоединились к курайшитам.
Но затем раскаявшись в совершенном, они написали своим семьям в Медине: «Есть ли для нас возможность покаяния?».
После этого был ниспослан аят: «Кроме тех, кто раскаялся после этого (вероотступничества) и исправился. И, поистине, Аллах – Прощающий, Милующий (верующих)».
В риваяте, переданном от Ибн Аббаса и Хасана, говорится, что эти аяты были ниспосланы в отношении людей писания и в особенности в отношении иудеев из племен Бану курайза и Бану Надир, и тех, кто придерживается их религии (Фахруддин Ар-Разы, Мафатихуль-Гайб, 8/126-127)
Исходя из этого, те люди, которые верили в предыдущих пророков, до прихода пророка Мухаммада ﷺ, считались верующими.
Однако, отвергнув пророчество посланника Аллаха ﷺ, они стали считаться совершившими вероотступничество от истинной религии. Однако если эти люди покаются, оставив христианство и иудаизм, и примут ислам, то несомненно их покаяние будет принято.
Табери, стараясь найти общие точки соприкосновения во всех этих риваятах, говорит, что по сути, риваятов, в которых говорится о сахабах, совершивших вероотступничество во времена посланника Аллаха ﷺ, а затем раскаявшихся и вернувшихся к Исламу, гораздо больше, и они более известны.
Таким образом, эти аяты касаются всех, кто, совершив вероотступничество затем раскаялся и захотел вернуться обратно в Ислам (Табери, Джамиуль-Байан, 3/241-242).
Все фото: shutterstock.com
Автор: Islam Today