Уроки самоуверенности от пророков
Уверенность в себе и уверенность во Всевышнем зачастую связаны между собой. Стоит вам обратиться к изучению личностных качеств пророков, то легко обнаружится, что каждый из них отличается уверенностью в себе. С чем это связано? С абсолютной уверенностью в Аллахе.
«Знать себя»
Много мудрецов говорили об этом, а пророки показывали, как жить согласно этому завету. Познание самого себя влечёт за собой знание как положительных, так и отрицательных аспектов вашей личности. Таким образом, у вас формируется чёткое представление о том, кто вы, какие способности Творец дал вам, какие добродетели и пороки сильны в вас, какой потенциал для добра и подспорье для зла скрыты внутри вашего сердца. То есть вы получаете полную картину самого себя как личности.
Если вы хотите повысить уровень собственной уверенности, то первым шагом должно стать именно познание себя. Если вы не будете знать, какой потенциал в вас скрыт, то можете растратить данные вам Всевышним таланты попусту. Не зная о своих отрицательных качествах, вы рискуете творить плохие вещи, стать высокомерным.
Пророки демонстрировали нам знание своей личности, они владели информацией о собственных возможностях и изъянах. Именно это знание и позволило им на все 100% использовать те качества, которыми их наделил Всевышний, при этом не посягая на то, что находилось за пределами их возможностей.
Давайте рассмотрим два наиболее ярких примера.
Пророк Юсуф (мир ему)
Как думаете, что случится с вашей уверенностью в себе, если поместить вас на долгие годы в подземелье? Если о вас забудут родственники и друзья?
А с пророком Юсуфом (мир ему) случилось именно это: он был посажен в тюрьму незаслуженно. Лишь спустя годы его невиновность была доказана, и Юсуф (мир ему) предстал перед правителем Египта.
Король был сильно впечатлён двумя качествами пророка. Во-первых, его способностью толковать сновидения. Произвело впечатление на короля и то, что Юсуф (мир ему) категорически отказывался выйти из тюрьмы до тех пор, пока его невиновность не была доказана.
И вот при встрече правитель сказал пророку Юсуфу (мир ему): «Сегодня при нас ты обрёл положение и доверие» (сура «Йусуф», 54 аят).
Вот оно – доказательство уверенности пророка. Для начала давайте заострим внимание на том, что когда он был заключённым, то был рабом. А рабство – это самый низкий социальный статус, которым только может обладать человек. При этом Юсуф (мир ему) был не египтянином.
Представьте только себе, что правитель в собственном дворце лично принял бывшего заключённого-раба. И этот бывший раб отвечает правителю без колебаний:
«Назначь меня управлять хранилищами земли, ибо я — знающий хранитель» (сура «Йусуф», 55 аят).
Назначение на должность хранителя земли означает стать государственным казначеем. А это очень высокая и ответственная позиция. Особенно если учесть, что в те временя страна была на грани экономического банкротства.
Но, несмотря на это, пророк Юсуф (мир ему) попросил у короля эту должность. Он знал, что может спасти целую нацию от голодной смерти. Юсуф (мир ему) знал, что Аллах выбрал его для этого, в этом его миссия на земле. И поскольку Всевышний Создатель возложил на его плечи такую ответственность, то он знал, что пророк Юсуф (мир ему) обладает достаточной для этого силой.
Как это применимо к нашей с вами сегодняшней жизни?
Какие обязанности дал нам Аллах? Какими качествами и талантами мы были одарены Им? Используем ли мы наши таланты для выполнения наших обязанностей? Или мы сдерживаемся из-за отсутствия уверенности в себе? Задумайтесь на этими вопросами.
Пророк Муса (мир ему)
Он бежал из своей страны, потому что фараон подписал приказ об аресте Мусы (мир ему) по обвинению в убийстве. Но вот прошло десять лет, и Муса (мир ему) возвращается обратно. На своём пути он увидел вдалеке огонь. Направившись туда, он нашёл своего Господа. Он не мог видеть Его, но мог слышать.
Его Господь приказал Своему творению вернуться обратно и призвать фараона к Исламу. Того самого фараона, который приказал арестовать Мусу (мир ему). Но были ещё другие и аспекты.
1. Муса (мир ему) был обязан фараону за то, что он воспитал его от маленького ребенка.
2. У него были трудности с речью.
3. Он принадлежал к нации, которая была порабощена египтянами, и, следовательно, был из низшего социального слоя.
Но, несмотря на все эти обстоятельства, Муса (мир ему) был уверен, что он сможет выполнить веление Всевышнего, иначе Создатель бы не возложил на него это обязательство. Вместо этого он только прочитал дуа, прося у Всевышнего сил преодолеть трудности.
Прежде всего, он попросил уверенности в себе: «О, мой Господь! Раскрой мою грудь и сердце, и облегчи мне мое дело».
Затем он сделал дуа, чтобы избавиться от трудностей при разговоре: «Развяжи узел на моём языке, и сделай мои слова понятными».
Затем он попросил за своего брата: «И дай мне помощника из моей семьи, Харуна, моего брата (так как он более красноречив, чем я). Укрепи им силу мою благодаря Харуну и сделай его участником в моем деле» (сура «Та Ха», аяты 29-32).
«И брат мой, Харун, он красноречивее меня языком, – пошли же его со мной как подмогу, чтобы он подтвердил мою правдивость (и чтобы разъяснял им то, чем я их буду увещевать). Поистине, я боюсь, что они отвергнут меня (что я послан к ним от Аллаха)» (сура «Аль-Касас», 34 аят).
Как это применимо к нашей жизни?
Когда мы сталкиваемся с ответственностью, которую, как представляется, мы не можем вынести, достаточно вспомнить случай из жизни Мусы (мир ему). Помните, что Создатель дал вам эту ответственность, потому что Он знает, что вы можете это сделать, даже если вы сами ещё этого не осознаете.
Подумайте о недостатках, которые могут помешать вам, и сделайте дуа, чтобы преодолеть все препятствия на пути исполнения воли Всевышнего.
Islam-today
Также по этой теме читайте:
Самоуверенность – это достоинство или грех c точки зрения Ислама?
Как научиться быть благодарным даже тогда, когда все плохо?