Трон и венец Он дает рабу
Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде.
Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.
С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся новые и неизвестные ранее науке сведения по истории ислама и суфизма.
Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира.
Глава 185. Единобожие (ат-таухид)
О Тот, благодаря кому [исполняются] желания души и тела,
О Тот, благодаря кому всякому сердцу [даются] вдохновения.
Душа и сердце по милости Твоей горды и радостны.
Духу и разуму от Тебя [дается] облегчение.
Свет сердца Ты из глаз исторгаешь,
С помощью другого света воспитываешь изнутри.
О дарующий старикам и молодым!
Ты Всевышний и обильнее моря и рудника.
Вселенную ты вывел из небытия,
Показал могущество безусловное.
Девять небес по велению Твоему вращаются над головой.
Семь земель простерлись ниц все до единой.
Звезды Ты повсюду сиять заставляешь,
Вселенную делаешь неподвижной и подвижной.
Румийца дня Ты выводишь снаружи,
Негра ночи Ты выгоняешь изнутри.
Ночью мудростью своей зажигаешь Ты множество ламп,
Днем свет испускаешь в садах и лугах.
Из чрева гор и с поверхности земли
Выводишь Ты розовые сады и жасмины.
Отделяешь Ты соленую воду от пресной.
Никто не знает, как Ты это делаешь.
Ты Действующий и Знающий, о Создатель.
Всевидящий Ты, о Создатель.
Все, что Ты сделал, и все, что Ты сделаешь,
Таким и должно быть, о Царь Самодостаточный.
Мастерство и могущество Ты являешь непрерывно,
Будто бы изображение выводишь из небытия.
Знаешь лишь Ты, каким образом Ты создал
Всех до единого и украсил разными цветами.
Все до единого, что есть во вселенной,
Благодаря Тебе силой обладает в телах (букв. в ногах и голове – прим. ред.).
О Самодостаточный, который не имеет [ни в чем] нужды.
Не нуждаешься Ты в троне и венце.
Трон и венец Ты даешь рабу,
Мертвеца Ты воскрешаешь.
Все птицы летают благодаря Тебе.
Все животные, которые есть, двигаются благодаря Тебе.
Ты есть Правитель Первый и Последний,
Озаряющий светом внешнее и внутреннее.
Что бы я ни сказал, благодаря Тебе сказал,
Ибо Ты открыл мне слух и зрение.
Слышащий (ас-сами’) и Видящий (аль-басир) есть имя Твое.
Милосердие, милость и великодушие есть благодеяние Твое.
Ты есть Помощник всех беспомощных.
Кто еще, помимо Самости твоей, есть в двух мирах?
Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017