Три ловушки шайтана, о которых многие не догадываются
После сотворения Адама (а.с.) Господь повелел ангелам и Азазилю (так звали прежде Иблиса (шайтана), когда он, благодаря своему многочисленному поклонению, был среди ангелов, несмотря на то, что принадлежал к роду джиннов) совершить земной поклон человеку.
Это было испытанием, проверкой на послушание Аллаху. Истинное же преклонение было самому Всевышнему, подобно тому, как мусульмане сегодня выполняют повеление совершать земной поклон в сторону Каабы, но на деле это является поклоном Господу миров.
Азазиль, не познавший смысла поклонений и не постигший сути единобожия, которые были как раз в беспрекословном подчинении Творцу за счёт понимания своего ничтожного положения, отказался выполнять приказ Аллаха Джалля Джалялуху. Он решил для себя, что так продемонстрирует истинную преданность принципам единобожия. Однако, впал в немилость Создателя и был объявлен проклятым.
Читайте также: Нужна ли в исламе щепетильность?
Обезобразились его нутро и внешность, а смысл существования превратился в сплошную одержимость местью человечеству. Потому Всевышний предупредил верующих, сказав в Коране:
«Воистину, дьявол является вашим врагом, так относитесь же к нему как к врагу!» (Фатыр, 6).
Шайтан поклялся сбивать людей с пути истины разными способами, три из которых служат такими ловушками, которые сложно преодолеть даже самым набожным из верующих. Связано это с тем, что их трудно распознать из-за нехватки знаний о нафсе (эго) и низкого уровня духовного воспитания.
Итак, первая ловушка: человек видит своё поклонение и благодеяния чем-то большим и значимым.
Верующие проводят свою жизнь, стараясь совершать как можно больше богоугодных поступков. Шайтан же непременно пользуется этим положением и старается извлечь из них основную ценность – искренность, чтобы обратить старания в пустое. Для этого он использует нафс человека, внушая ему мысли о значимости своих поступков, о своём превосходстве над теми, кто подобного не делает.
Со временем шайтан подводит человека и к таким мыслям, когда он начинает обманываться количеством своих благодеяний и не обращать особого внимания упущениям (например, пропусканию молитвы из-за усталости), вплоть до того, что станет видеть некоторые из них для себя позволительными.
Столь тонкую грань между созерцанием истинного состояния своего сердца (его кристальную чистоту, не запятнанную иными целями или наоборот) и внешними благими деяниями может различать только особо бдительный раб Аллаха, стоящий на защите пути единобожия прежде всего от самого себя! Ведь знавший о такой великой опасности мудрый Лукман Хаким сказал:
«Не забывай о двух вещах: Аллаха и смерть. И непременно забудь о двух других: всё плохое, что тебе сделали и всё хорошее, что совершил ты сам!»
Нельзя забывать: благородные поступки не являют собой гарантии того, что они будут приняты Аллахом. Как известно, Он принимает только чистое единобожие, к которому не примешаны какие-либо иные стремления нафса. Чистота сердца, намерений – это полное отсутствие в них своего «я»! По этой причине необходимо забывать о плохом и хорошем, которые упоминал Лукман, поскольку в них обоих кроется самолюбие.
Пусть верующего больше занимают такие мысли, как: «Смог ли я хоть немного приблизиться к довольству Всевышнего и пути Его Посланника ﷺ? Не остались ли на мне права рабов Аллаха?» и прочее.
Во вторую ловушку шайтана человек попадает, когда забывает о своей грешности
Так или иначе, каждый человек периодически совершает ошибки и грехи. Для созерцания своего настоящего положения нельзя предавать эту истину забвению. А чтобы не забывать и не запятнать сердце даже малой толикой гордости, важно постоянно делать истигъфар – просить прощения у Аллаха. Никто не совершает осознанно грех со словами «бисмиллях». Человек грешит, когда забывает о своём Господе.
Самодовольство – третья ловушка шайтана
Когда некто имеет такой порок, как самодовольство, это ведёт его к особой беспечности и самонадеянности. Тут вовсе не остаётся места для раскаяния, чувства вины, страха перед Аллахом. Есть только оправдание и обольщение.
Самодовольный человек будто сам себе устанавливает религиозные границы и правила. Он может спокойно употреблять алкоголь, говоря при этом: «Я же и хадж совершаю, и людям помогаю…». Или наращивать своё имущество запретными путями, а потом оправдываться тем, что выделяет из них колоссальные средства на строительство мечетей, больниц и другие полезные для общества проекты.
Быть довольным собой – значит быть, тогда как Господь призывает познать суть «ля иляха илляллах» – нет ничего, кроме Аллаха. Раб должен уничтожить в себе себя. Только так он будет свободным от воздействия дьявола, потому что полностью будет поглощён своим Господом:
«Вера и искренность – это прямой путь ко Мне и защита от козней Иблиса. Поистине, у тебя (о, проклятый!) не будет власти над Моими (преданными, познавшими) рабами, за исключением заблудших, которые последуют за тобой!» (Аль-Хиджр, 41-42).
Фото: shutterstock.com
Автор: Айна Замаева