• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

"Тот, кто делает религию слишком трудной для себя, наносит себе вред"

Время чтения: 9 мин
5703

В беседе с людьми, далекими от религии, либо вообще, с атеистами, часто можно услышать такой аргумент против религии: «Я неверующий, поскольку религия ограничивает мою свободу, диктует мне какие-то правила поведения, навязывает мне определенное мировоззрение».

Далее хотелось бы порассуждать на эту тему – в самом ли деле религия каким-то образом связана с насилием и принуждением, правда ли, что верующие люди очень ограничены в своей жизни, что религиозные предписания мешают человеческой свободе и самовыражению, и тому подобное.

Во-первых, отметим, что ислам – как и любая другая религия – никого не принуждает делать выбор силой. В Коране говорится об этом: «Нет принуждения в религии» (2:256).

Тем более, что в России – как и в большинстве стран мира – религия отделена от государства. Так что человек имеет права исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, и никто не может его к этому принудить.

Более того, как мы помним из недавнего прошлого, когда сторонники атеизма и свободомыслия пришли к власти, они стали активно навязывать свои убеждения религиозным людям, более того, притеснять их и преследовать за их веру. Так что фанатиком, который навязывает силой свои ценности другим людям, может стать человек любого мировоззрения – и вовсе не обязательно им должен быть человек религиозный. Это может быть и атеист.

Следующий момент – на который очень любят ссылаться неверующие люди, это утверждение, что религиозные предписания очень стесняют и ограничивают человеческую свободу.

Вот на этом следует остановиться более подробно. Прежде всего, что мы понимаем под свободой? Обычно на это отвечают: свобода – это возможность делать все, что человеку хочется в данный момент. Говорить, что придет в голову, пойти в любое место, съесть или выпить все, что душа пожелает – не оглядываясь при этом ни на какие религиозные или иные запреты.

Иногда здесь вспоминают про основные свободы, которые гарантируют человеку современные законы. Допустим, согласно закону, у человека есть свобода передвижения – когда он может поехать в любое место мира, свобода слова – когда он свободно может выражать свои мысли, свобода выбора трудовой деятельности – когда он имеет право выбрать любую работу по душе; свобода совести – когда ему разрешено выбирать любое мировоззрение.

Но даже если взять самого свободомыслящего атеиста – если он, конечно, человек нормальный и здравомыслящий, - так уж свободен в своем самовыражении? К примеру, может ли он подойти на улице к постороннему человеку и толкнуть его или ударить, или вытащить у него из кармана кошелек – просто от нечего делать? Навряд ли, такая выходка закончится для него вызовом полиции и другими неприятностями.

Может ли этот свободомыслящий человек пойти на работе к своему начальнику и высказать ему все, что он думает – что он самодур, глупый и ограниченный человек, платит маленькую зарплату и не ценит их. Даже если этот начальник действительно заслуживает такой оценки, его подчиненный не станет рисковать своим рабочим местом и вести себя таким образом.

Может ли наш атеист, переходя улицу (или сидя за рулем), идти или ехать на красный свет, не обращая внимания на дорожные знаки и светофоры? Тоже вряд ли – таким образом он будет рисковать жизнью или здоровьем.

Может ли кто-то из нас – как бы он ни ценил свою свободу, пойти в лес и набрать мухоморов (или иных ядовитых грибов) и съесть их – поскольку нам так захотелось? Нет, мы прекрасно знаем, что есть пища, вредная для здоровья, а то и вообще опасная для жизни.

У каждого из нас есть друзья и родственники. Мы их любим – даже если не всегда согласны с их мнением, даже если знаем об их недостатках. Станем ли мы – как бы мы не любили самовыражаться – говорить кому-то из наших близких всю правду о его характере, о его внешнем виде? Тоже вряд ли, мы знаем, что нанесем человеку обиду, сделаем ему больно. Если же мы хотим помочь им, мы сделаем им замечание мягко, чтобы не обидеть их.

И в том, что касается только нас самих – так уж ли мы свободны, к примеру, в выборе трудовой деятельности? Если у нас нет музыкального слуха, мы не сможем стать музыкантами, а если у нас нет соответствующих способностей, мы не сможем писать стихи или рассказы, стать художниками, летчиками, артистами или дикторами на радио.

То есть, как мы видим, каждый человек – от рождения и до смерти, ограничен множеством различных факторов. Более того, мы с детства окружены множеством условностей и правил приличия. Еще маленькими нас учили родители, что мы должны здороваться и прощаться, благодарить за услуги, говорить «пожалуйста», если что-то хотим попросить, извиняться, если совершили какую-то неловкость.

Когда мы просыпаемся, мы должны почистить зубы, умыться, одеться определенным образом. Мы едим из чистой посуды, пользуемся ложками и вилками, сидим за столом, спим на кровати. Здесь вступают в силу запреты и ограничения, наложенные нашими воспитанием и культурой. 

То есть, ограничения преследуют нас буквально повсюду. Даже если человек отрицает какие-то религиозные запреты, все равно – у него остаются запреты культурные, социальные, нравственные, правовые. Полностью свободных людей – которые в самом деле ведут себя так, как им захочется, попросту не существует (а если такие люди и существуют, то все сочтут их либо сумасшедшими или умственно отсталыми, либо преступниками – в нормальном обществе таких людей не терпят).

Теперь опять вернемся к религиозным ограничениям. Как-то раз пришлось услышать от одного молодого человека, который хвастался тем, что он порвал с религией: «Был я когда-то верующим, но потом бросил это дело – ни тебе выпить, ни с девушкой встретиться». Ему вторят такие же любители легкой жизни – регулярно совершай омовение и читай намаз, держи пост целый месяц в году, раз в неделю ходи в мечеть, не ходи в ночные клубы (поскольку там пьют спиртное) и тому подобное.

Что тут можно ответить? Да, религия накладывает на нас определенные правила и ограничения. К примеру, верующий человек регулярно совершает омовение и намаз. Но занимает это не более 10-15 минут пять раз в день. Курящий человек – особенно, имеющий серьезную зависимость от курения – может бегать на перекуры каждый час, а то и полчаса.

Если по какой-то причине он не может выкурить сигарету в данный момент, он начинает нервничать, раздражаться, смотреть на часы – сколько времени еще осталось до перерыва или окончания работы. То есть, на какую-то вредную привычку человеку не жалко сил и времени – а общение со своим Творцом, которое занимает гораздо меньше времени, не вредит здоровью и приносит лишь пользу, ему кажется тяжелым и обременительным.

Тем более, мы об этом уже писали – религиозные предписания имеют массу пользы для здоровья. Ведь в наше время многие люди очень озабочены тем, чтобы вести здоровый образ жизни – кто-то практикует самые разнообразные диеты, кто-то периодически голодает, кто-то умывается специальной водой – или принимает контрастный душ, кто-то покупает абонементы в бассейн и фитнес-клуб. Однако наша религия предложила нам множество способов сохранить и укрепить здоровье задолго до того, как об этом заговорили врачи и другие специалисты.

К примеру, во время мытья рук и ног при омовении мы улучшаем циркуляцию крови в этих органах, а промывание носа и рта предохраняет человека от микробов и вирусов, которые могут попасть в его организм из воздуха – что очень важно в осенне-зимний период, когда есть большой риск инфекций.

Главная цель намаза – это, конечно, общение со Всевышним, но тем не менее, это еще своего рода разминка, которая очень важна для тех, кто по много часов проводит за компьютером. Недаром, в свое время на предприятиях практиковалась производственная гимнастика. И с психологической точки зрения, молитва помогает человеку отвлечься от повседневной суеты и на несколько минут погрузиться в размышления о Боге и вечном.

Пост очищает организм, из которого в это время выводятся вредные вещества, улучшается работа сердца, почек, печени и других органов. То есть, вы не только поклоняетесь таким образом Всевышнему, но еще и занимаетесь лечебным голоданием.

Определенные ограничения в питании тоже не несут в себе ничего, помимо пользы. Вы перестаете есть продукты, наполненные разнообразными вкусовыми добавками, зато начинаете питаться более здоровой пищей. Ведь основные продукты – мясо, рыба, овощи, фрукты, крупа, макароны – все остается в вашем меню. Сторонники здорового образа жизни подтвердят – что употребление свинины и алкоголя порицают любые диетологи, даже не имеющие отношения к религии.

Религия порицает беспорядочные сексуальные отношения и дозволяет близкие отношения между мужчиной и женщиной только в браке – но о пользе крепкой семьи вам скажут и социологи, и психологи, и политики, которые пекутся о благе государства. Случайные связи грозят множеством болезней, которые грозят человеку бесплодием, бесконечные разрывы отношений расстраивают нервную систему и приводят к одиночеству и разочарованию в жизни.

Если говорить о нормальных радостях жизни – которых якобы тоже лишает человека религия, то все они остаются при нас. Если конечно, не понимать под этими радостями алкоголь, наркотики и беспорядочное общение с противоположным полом. Но верующему человеку никто не запрещает заниматься спортом, пойти в музей, в парк или кафе, посмотреть хороший фильм или почитать интересную книгу.

Последний аргумент, который здесь выдвигают атеисты и люди, считающие себя разумными и свободомыслящими, обычно звучит так – религия всегда выступала против науки, верующие люди – это обычно люди отсталые и необразованные. Но и этот аргумент не выдерживает никакой критики.

Определенный конфликт между наукой и религией, который имел место в прошлом, был вызван не их мнимым противоречием, а фанатизмом и ограниченностью определенных людей. Религия – в частности, исламская религия – всегда поощряла человека получать знания «от колыбели до могилы», отправляясь за ними даже в Китай.

Многие великие ученые прошлого были глубоко верующие. Это относится и к таким европейским ученым как Фрэнсис Бэкон, Исаак Ньютон, Николай Коперник, Михаил Ломоносов, Иоганн Кеплер, Альберт Эйнштейн, так и к мусульманским ученым подобно Ибн Сине, Аль Хорезми, Аль Бируни. И все они единодушно призывали людей изучать две книги, которые посланы людям Творцом:

«Сначала нам следует изучить Священное Писание, заключающее в себе божественные повеления. Затем нам следует перейти к исследованиям творений Бога, демонстрирующих нам Его величие. Второе есть ключ к первому».

Итак, если мы как следует и непредвзято поразмыслим, мы придем к выводу, что религия никоим образом человека не ограничивает. Человек верующий может заниматься интересным делом, добиваться успеха в науке или спорте, создавать семью, читать книги и получать новые знания.

Если религия и предписывает человеку определенные правила, то они все облегчают ему жизнь, помогают сохранить здоровье и нервную систему, а вовсе не усложняют ее. Как сказано в хадисе: «Религия – это легкость. Тот, кто делает религию слишком трудной для себя, наносит себе вред» (Сахих Бухари).

Наоборот, усложняет жизнь человеку только грех и дурное поведение. Ложь заставляет придумывать другую ложь, чтобы его не разоблачили. Грубость или жадность, злословие и хитрость лишают его друзей и отталкивают от него самых близких людей.

Жестокость, насилие, воровство или пьянство ломают человеку жизнь и делают его изгоем в обществе. Поэтому всякому, кто будет утверждать о тяжелых религиозных правилах и ограничениях, следует задуматься – кто на самом деле свободен, а кто нет?

Анна Кобулова

Социальные комментарии Cackle