«Тебе достаточно Аллаха...»
يَا أَيُّهَا النَّبِيُّ حَسْبُكَ اللّهُ وَمَنِ اتَّبَعَكَ مِنَ الْمُؤْمِنِينَ (64)
«О Пророк! Тебе и твоим верующим последователям достаточно Аллаха» (Аль-Анфаль, 64).
В риваяте, переданном от Ибн Аббаса сообщается, что он говорил: «В посланника Аллаха ﷺ уверовало тридцать девять человек: 33 мужчины и 6 женщин. Затем, Ислам принял Умар (р.а.), и число верующих достигло сорока. И тогда пришел Джибриль (а.с.) и принес аят «О Пророк! Тебе и твоим верующим последователям достаточно Аллаха» (Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 165; Иззуддин ибнуль-Асир Абуль-Хасан Али ибн Мухаммад аль-Джазари, Усдуль-Габа фи Маарифатис-Сахаба, 4/146).
Кушайри указывал на то, что хоть этот аят и был ниспослан в Медине, но посланник Аллаха ﷺ приказал записать его в Мединскую суру (Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Куръан, 8/29).
То, что данный аят был ниспослан в связи с принятием Умаром ибн Хаттабом Ислама, передается от Саида ибнуль-Мусаййеба и Саида ибнуль-Джубайра.
Однако этот аят, как и сура, частью которого он является, были ниспосланы в Медине, тогда как Умар (р.а.) принял Ислам в Мекке. Поэтому связь ниспослания этого аята с принятием Ислама Умаром, выглядит сомнительной (Ибн Кясир, Тафсируль-Кураниль-Азым, 4/31).
Это возражение направлено и на текст риваята, переданного от Ибн Аббаса. В этом риваяте сообщается, что Умар (р.а.) стал сороковым принявшим Ислам. И именно эта версия получила наибольшее распространение среди обычных людей. Однако это не соответствует исторической действительности.
Поучительная история принятия ислама: «На западе и на востоке все боятся этого человека»
Прежде всего следует отметить, что Умар (р.а.) принял Ислам после переселения мусульман в Эфиопию. Ибн Исхак сообщает, что количество мусульман, переселившихся в Эфиопию, не считая маленьких детей и детей, которые родились уже в Эфиопии, составляло восемьдесят три человека.
Поэтому как может Умар (р.а.) быть сороковым принявшим Ислам? Кроме того, Кельби говорил, что данный аят был ниспослан в пустыне, перед битвой при Бадре (Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Куръан, 8/29).
И хотя внешний смысл аята охватывает и мухаджиров, и ансаров, однако по мнению Зухри этот аят был ниспослан в отношении ансаров (Шихабуддин ас-Саййид Махмуд аль-Алуси аль-Багдади, Рухуль-Маани фи Тафсириль-Куръаниль-Азым вас-Саб`иль-Масани, 10/30).
Фото: elements.envato.com
Автор: Islam Today