• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Тайна «Бисмиллях»: ключ к райским рекам

Время чтения: 5 мин
1078

Фото: предоставлено Романом хазратом Зиякаевым.

Фото: предоставлено Романом хазратом Зиякаевым.

الله: что скрывает величайшее имя Всевышнего?

Ар-Рахим – Тот, кто проявляет сострадание, оберегает, помогает, когда просят, и злится, когда Его не просят. Человек злится, когда от него что-то требуют. Аллах же злится, когда к Нему не обращаются за помощью. Ведь Рахмат – это Его сущностное качество (сыфат затия), и означает желание Аллаха принести добро и отвратить зло.

Воля (ирада) также один из сыфатов затия. Если бы Всевышний Аллах не обладал атрибутом воли, Он не создал бы существа. Создав творения, Аллах показал, что воля и милосердие являются Его сущностными, неотъемлемыми качествами. Потому что творить – значит даровать сотворенным благо существования, избавляя их от небытия. Так как бытие (существование) всецело является благом.

Шейх Давуд Кайсери (к.с.) утверждает, что милость (рахмат) – это один из божественных атрибутов. Она едина по своей природе, но имеет два аспекта: сущностный (зати) и качественный (сыфати). Эти аспекты делятся на общие (амм) и особые (хас). Таким образом, милость делится на четыре категории. Из них возникает около ста различных проявлений милости.

Пророк ﷺ указывает на это в следующем хадисе: «У Аллаха есть сто милостей для Своих рабов. Одну из них Он даровал миру, а остальные девяносто девять – своим рабам в ахирате».

Фото: Ислам-тудей

Фото: Ислам-тудей

Общий и особый виды сущностной милости (зати рахмат), представлены в «бисмилле» словами «Рахман» и «Рахим». Из них в «Рахмане» милость является всеобщей, поскольку она охватывает все вещи, также, как знание и сущность Всевышнего. А в «Рахиме» милость особенная.

На первый взгляд, это похоже детальному разъяснению милости в общем значении. Это милость, которую посредством благословенного проявления (фейз-и акдес) необходимо распределять с учетом особых качеств и способностей. Качественная (сыфати) милость – это милосердие, описанное в аль-Фатихе словами «Рахман» и «Рахим». Первая из них, заключенная в ар-Рахмане, – это всеобщая милость, проявляющаяся первой в божественных действиях. Вторая милость, зпаключенная в ар-Рахиме, – особенная, учитывающая изначальные способности, существ, отраженные в извечном знании (айн-и сабите). Обе происходят из общей и частной сущностной милости.

По преданию, у Аллаха три тысячи имен. Тысячу знают только ангелы. Тысячу – только пророки. Из остальных тысячи имен триста были упомянуты в Торе, триста – в Инджиле, триста – в Забуре и девяносто девять в Коране. Есть еще одно имя, которое Аллах оставил для себя. Смысл этих трех тысяч имен заключен в именах «Аллах», «Рахман» и «Рахим». Тот, кто знает и говорит их, поминает Всевышнего Аллаха всеми Его именами.

Ключ к Корану: 10 причин превосходства буквы «ба» в «Бисмиллях»

Пророк ﷺ поведал: «В ночь Исра, когда меня вознесли на небо, мне были показаны все уровни Рая. Я увидел там четыре реки. Из одной из них текла вода, из другой – молоко, из третьей – вино, а из четвертой – мед. Я сказал: «О Джибриль, откуда и куда текут эти реки?» Джибриль (а.с.) ответил: «Я знаю, что все они текут в водоем Каусар, но не знаю, откуда они берутся. Помолись Аллаху, чтобы Он сообщил тебе об этом». Я помолился Всевышнему Аллаху, и тут же ко мне явился ангел и сказал: «О Мухаммад, закрой глаза!» Я закрыл глаза. Через некоторое время ангел сказал: «Открой глаза!» Я открыл глаза и оказался возле дерева.

Там я увидел купол огромный из белого жемчуга, с дверью и замком, сделанными из красного золота. Купол был так велик, что если бы все люди и джинны собрались на нем, они заняли бы места не больше, чем птица, сидящая на горе. Я заметил, что четыре реки, которые я видел раньше, вытекали из-под купола. Когда я захотел вернуться, ангел спросил: «Почему ты не входишь под купол?» Я сказал: «Как я могу войти, если дверь заперта, а у меня нет ключа». Ангел ответил: «Его ключ – «Бисмилляхиррахманиррахим». Я подошел к двери и произнес «Бисмиллях», и дверь открылась. Мы вошли под купол.
Я увидел, что от четырех колонн купола текут четыре реки. На каждой колонне было написано: «Бисмилляхиррахманиррахим».

Фото с выставки шамаилей: Ислам-тудей

Фото с выставки шамаилей: Ислам-тудей

Река воды проистекает из буквы «мим» слова «бисмиллях», река молока – из буквы «ха» слова «Аллах», река вина – из буквы «мим» слова «Рахман», а река меда – из буквы «мим» слова «Рахим».

Увидев это, я понял, что происхождение всех четырех рек – в бисмиллях. Тогда Аллах Всевышний сказал мне: «О Мухаммад, всякого из твоей уммы, кто будет произносить эти имена с чистым сердцем, свободным от лицемерия, говоря «Бисмилляхиррахманиррахим», Я напою теми благамими, которые несут эти реки».

В одном хадисе говорится, что молитва, начатая с «Бисмиллях», не будет отвергнута. В другом хадисе сказано: «Кто поднимет из-под ног бумагу с написанным на ней «Бисмиллях», чтобы не осквернить ее из уважения к Аллаху и Его имени, станет одним из праведников в глазах Аллаха. Если его родители были многобожниками, их мучения будут облегчены».

Шейх Ахмад аль-Буни в своей работе «Латайф аль-Ишарат» описывает, как «генеалогическое древо бытия распускает ветви из бисмиллях», и говорит: «Весь мир, в общем и в частности, держится на бисмилле». Поэтому тот, кто часто произносит «Бисмиллях», обретает величие в высшем и низшем мирах.

Из книги «Рухуль-Байан»

Социальные комментарии Cackle
Яндекс.Метрика