Сура «Аль-Араф»: кто удостоится милости Аллаха?
قَالَ عَذَابِي أُصِيبُ بِهِ مَنْ أَشَاء وَرَحْمَتِي وَسِعَتْ كُلَّ شَيْءٍ فَسَأَكْتُبُهَا لِلَّذِينَ يَتَّقُونَ وَيُؤْتُونَ الزَّكَاةَ وَالَّذِينَ هُم بِآيَاتِنَا يُؤْمِنُونَ الَّذِينَ يَتَّبِعُونَ الرَّسُولَ النَّبِيَّ الأُمِّيَّ الَّذِي يَجِدُونَهُ مَكْتُوبًا عِندَهُمْ فِي التَّوْرَاةِ وَالإِنْجِيلِ يَأْمُرُهُم بِالْمَعْرُوفِ وَيَنْهَاهُمْ عَنِ الْمُنكَرِ وَيُحِلُّ لَهُمُ الطَّيِّبَاتِ وَيُحَرِّمُ عَلَيْهِمُ الْخَبَآئِثَ وَيَضَعُ عَنْهُمْ إِصْرَهُمْ وَالأَغْلاَلَ الَّتِي كَانَتْ عَلَيْهِمْ فَالَّذِينَ آمَنُواْ بِهِ وَعَزَّرُوهُ وَنَصَرُوهُ وَاتَّبَعُواْ النُّورَ الَّذِيَ أُنزِلَ مَعَهُ أُوْلَئِكَ هُمُ الْمُفْلِحُونَ
«(Всевышний Аллах) сказал (Мусе): «Я обрушиваю кару, на кого пожелаю (и никто не способен изменить Мое решение), а Моя милость охватывает (в этом мире) все. Но (в вечности) Я установлю ее (Мою милость лишь) для тех, кто будет остерегаться (неверия и грехов), станет выплачивать закят и уверует в Наши знамения. (Также Моя милость – тем) кто последует за Посланником, не умеющим ни читать, ни писать (то есть, Мухаммадом), Пророком, сведения о котором они найдут в Таурате и Инджиле (там он был назван по имени, и присутствовало его описание). Он будет побуждать их к добру и запрещать дурное, объявит разрешенным благое и запрещенным мерзкое, снимет с них бремя (тяжесть) и оковы, которые были на них (трудные для исполнения нормы предыдущих шариатов, например, обязательность казни после покаяния и необходимость отрезать часть одежды, если на нее попала наджаса). Кто уверует в него, станет возвеличивать его, поможет ему и последует за ниспосланным вместе с ним светом (Кораном), – тот преуспеет»» (Аль-Араф, 156-157).
Читайте также: Сура аль-Араф: отличия мирской жизни от вечной
В риваяте, переданном от Джурайджа, сообщается, что когда Аллах Всевышний сказал: «Моя милость охватывает (в этом мире) все», Иблис желая получить долю от этого, сказал: «Я тоже часть этого мира», и тогда Аллах Всевышний ниспослал аят: «Но (в вечности) Я установлю ее (Мою милость лишь) для тех, кто будет остерегаться (неверия и грехов), станет выплачивать закят и уверует в Наши знамения». На этот раз долю этого захотели получить иудеи, сказав: «Но мы тоже богобоязненны и выплачиваем закят». И тогда Аллах Всевышний ниспослал следующий аят, в котором сказал: «(Также Моя милость – тем), кто Последует за посланником, не умеющим ни читать, ни писать (то есть, Мухаммадом), Пророком, сведения о котором они найдут в Таурате и Инджиле (там он был назван по имени и присутствовало его описание)».
وَالَّذِينَ يُمَسَّكُونَ بِالْكِتَابِ وَأَقَامُواْ الصَّلاَةَ إِنَّا لاَ نُضِيعُ أَجْرَ الْمُصْلِحِينَ
«И кто держится Книги и (полноценно) совершает намаз (тот непременно будет вознагражден), ведь Мы не лишаем вознаграждения тех, кто наводит порядок» (Аль-Араф, 170).
Ибнуль-Джавзи в своем тафсире говорит: «Этот аят Аллах Всевышний ниспослал в отношении мусульман из числа людей писания, таких как Абдуллах ибн Салям, которые соблюдали границы, описанные в книгах, ниспосланных Аллахом, не преступали этих границ и не искажали своих книг». Однако, приведя это мнение, Ибнуль-Джавзи не указал, кому именно принадлежит это мнение, или от кого оно было передано.
وَالَّذِينَ كَذَّبُواْ بِآيَاتِنَا سَنَسْتَدْرِجُهُم مِّنْ حَيْثُ لاَ يَعْلَمُونَ وَأُمْلِي لَهُمْ إِنَّ كَيْدِي مَتِينٌ أَوَلَمْ يَتَفَكَّرُواْ مَا بِصَاحِبِهِم مِّن جِنَّةٍ إِنْ هُوَ إِلاَّ نَذِيرٌ مُّبِينٌ
«А тех, кто считает ложью Наши знамения, Мы постепенно завлечем так, что они даже не осознают этого. Я дам им отсрочку (увеличив жизнь и дав обильный удел), ведь Мое испытание (для них) прочно (никто не в силах его отменить или изменить). Неужели они (язычники) не размышляют?! Их знакомый (Мухаммад, которого они прекрасно знали) не сумасшедший! Он только объясняет им (положения религии Аллаха) и ясно предостерегает (от наказания за ослушание Всевышнего)» (Аль-Араф, 182-184).
В риваяте Катады, переданном от Ибн Диамы, сообщается, что однажды посланник Аллаха (с.а.с.), поднявшись на холм Сафа, стал кричать: «О, род такой-то! О, род такой-то», пока все рода племени Курайш не собрались вокруг него. Затем он предупредил их о наказании от Аллаха и о бедствиях, которые постигнут их в том случае, если они не уверуют. Один человек из них сказал: «Вне всякого сомнения, ваш товарищ сошел с ума. Оставьте его, пусть стоит и кричит до утра». Вслед за этим Аллах Всевышний ниспослал этот аят.
(Фото: shutterstock.com).
Автор: Islam Today