Скрытая мудрость суры ат-Тарик: от чего предостерегает нас Всевышний?
В данной статье речь пойдет об одной из небольших сур, которая располагается в конце Корана. Ниспослание коротких сур пришелся на мекканский период пророчества, поэтому в них содержится так много предостережений мусульманам.
Сура ат-Тарик, на которую мы обратим внимание в этой статье, также была ниспослана в Мекке. Время ее ниспослания пришлось на период, когда мекканские язычники обладали большой властью и влиянием и предпринимали всевозможные усилия для того, чтобы дискредитировать призыв Посланника Аллаха (мир ему).
Название этой суры традиционно переводят на русский язык как «Ночной путник». Сура насчитывает 17 коротких аятов, в которых поднимаются две основные темы. Первая затрагивает напоминание о Дне воскрешения, когда человеку придется предстать перед Аллахом. Вторая тема посвящена свидетельству того, что Коран является непререкаемым словом Всевышнего.
Аяты 1-3: Клятва
Сура начинается с того, что Аллах клянется небесами. В арабском языке слово «сама’» означает все, что находится над нами. Еще одна клятва, приходящая в первом аяте, - клятва «ночным путником». Слово «ат-тарик» означает все, что совершает путь ночью.
Читатель сразу начинает размышлять над понятием «ночной путник» и Аллах, предваряя эти размышления, задает вопрос: «Откуда ты мог знать, что такое ночной путник?» (Сура ат-Тарик, аят 2).
Далее Всевышний Аллах дает объяснение: «Это — звезда, пронизывающая небеса своим светом» (Сура ат-Тарик, аят 3).
Аяты 4-7: Размышляйте над чудесами
Над каждой душой есть свой надзиратель. Всевышний Аллах обозревает все Свои творения – каждую частицу мироздания и души всех людей.
В западной традиции есть пример персональных ангелов-хранителей, однако в контексте этого аята речь идет об ангелах, которые записывают все деяния людей. В Судный День человек будет держать отчет перед Всевышним Аллахом за свои деяния, учет которых вели эти ангелы.
Далее Аллах призывает поразмышлять над процессом творения человека. Всевышний Аллах говорит: «Пусть посмотрит человек, из чего он создан. Он создан из изливающейся жидкости» (Сура ат-Тарик, аят 5-6).
Упоминая «изливающуюся жидкость», Всевышний Аллах проводит параллель с пронизывающим светом звезды, упомянутой в первых аятах.
Таким образом, Всевышний Аллах словно ведет нас через всю Вселенную внутрь самих себя. Он акцентирует наше внимание на звездах и их свете, а затем призывает нас заглянуть в глубины нашего естесства.
Аяты 8-10: Тайное становится явным
Всевышний Создатель, без сомнений, может вновь привести человека к жизни, даже после его смерти. В День Суда все люди вновь будут оживлены и восстанут из своих могил. Сотворив все сущее однажды, Всевышнему Аллаху не составит труда сотворить все сущее вновь.
В этот день все тайное станет явным и перед человеком откроются все его деяния, включая те, которые он совершал тайно. Люди в этот день будут лишены своего имущества, власти и положения, которым они обладали при жизни. Никто не сможет помочь им или решить их проблемы. Никто не сможет избежать ответственности за совершенные деяния.
Аяты 11-14: Еще одна клятва
Всевышний Аллах клянется вновь: «Клянусь небом возвращающим! Клянусь землей раскалываемой!» (Сура ат-Тарик, аят 11-12). В этих аятах небо названо возвращающим, поскольку оно возвращает вновь и вновь влагу, пролитую однажды на землю и испарившуюся.
Дожди изливаются на землю, и она раскалывается, от произрастающих растений. Каждое растение раскалывает почву, прорастая вверх и уходя корнями вниз.
Аяты 15-17: Наилучший замысел принадлежит Аллаху
Всевышний Аллах говорит про язычников Мекки: «Они замышляют козни» (Сура ат-Тарик, аят 15).
Они пытаются победить послание Корана. Они подговаривают людей сопротивляться призыву Посланника Аллаха (мир ему), пытаются оболгать его и выставить его колдуном и поэтом.
В то же время Всевышний Аллах замышляет против язычников ответные действия. Он делает все их старания тщетными и в итоге язычники будут побеждены. Замысел Всевышнего Аллаха сильнее и лучше их низких планов.
В последнем аяте этой суры Всевышний Аллах говорит Своему Посланнику (мир ему): «Предоставь же неверующим отсрочку, помедли с ними недолго!» (Сура ат-Тарик, аят 17).
Он призывает Досточтимого Пророка (мир ему) не торопиться с возмездием язычникам за их козни. Он просит оставить их в покое и посмотреть что в итоге станет с ними и их злыми умыслами.
Аллах предоставляет им отсрочку, поскольку все в Его бесконечной власти. Ему принадлежит начало и конец. Все исходит от Аллаха и к Нему же возвращается.
Islam-today
Также по этой теме читайте:
Аят, который был ниспослан специально для Умара (р.г.)
"Йа Син": что об этой суре должен знать мусульманин?
"Эти суры словно два облака, между которыми сверкает луч света"