Секретный Сальсабиль: где он, и что о нем известно?
Сальсабиль, упоминаемый в Благородном Коране, является названием одной из райских рек или ее качества. Слово сальсабиль употребляется в аяте Благородного Корана, где говорится о благах, которые приобретут добродетельные люди:
«Поить их там будут из чаш [вином] в смеси с имбирем, из источника, который называется Сальсабиль» (Аль-Инсан, 17-18).
Передается от Саубана (р.а.), что посланник Аллаха ﷺ, отвечая на вопросы одного иудейского ученого, сказал:
«Этот иудейский ученый спросил посланника Аллаха ﷺ: «Что будут пить обитатели Рая наряду с яствами?» Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Там они будут пить из источника Сальсабиль» (Муслим, Хайз: 8, №742, 1/173).
Ибн ‘Араби (р.а.) сказал, что слово сальсабиль ранее не встречалось в других священных Писаниях, о нем стало известно лишь в Благородном Коране. Следовательно, несмотря на то, что у этого слова не существует производного корня, обычно ученые-филологи считают, что слово сальсабиль происходит от корней салиса, салла или сальсаля. Имам Замахшари (р.а.) считает, что буква «ба» является дополнительной буквой и используется для усиления значения текучести воды (Тафсир аль-Кашшаф, 4/198).
В словарях и источниках тафсиров отмечается, что слово «сальсабиль» имеет отношение к слову салясат (текучесть, непрерывность), образованное из слова «тасальсуль», которое обозначает текучесть и плавность. Также отмечается, что это слово употребляется как одно из качеств родника в значении «непрерывный и текучий», в качестве свойства таких напитков как вода: «сладкий вкус, неосязаемый и легкий во время питья», а также оно имеет схожие значения со словами сальсаль и сальсаль.
Некоторые басрийские знатоки грамматики считают его свойством райского источника из-за того, что сальсабиль постоянно течет, а другие считают, что он называется таким названием из-за его красоты. Другая группа считает, что сальсабиль – это название родника, то есть специфическое название.
Одна группа куфийских ученых посчитала его свойством в значении «проходящий через горло с легкостью», другие считали его конкретным названием, а третья группа полагала, что это свойство воды в значении «сладкий и приятный для питья».
Имам Табари (рахиматуллах), который изложил эти точки зрения, предлагает свою точку зрения: «Слово «сальсабиль», употребляемое в аяте, это свойство родника. Оно охарактеризовано из-за того, что его вода пьется с легкостью и плавно течет, тем более она находится в ведении обитателей Рая и могут менять течение родника в любую сторону по своему желанию» (Тафсир ат-Табари).
Имам Табари (рахиматуллах) также сообщает, что муфассиры сошлись во мнении, что сальсабиль не является именем собственным, а является свойством.
Турки, получив вдохновение от этих значений, построили сооружения, расположенные по рядам, по которым стекает вода, и назвали их сальсабиль. Они стали изящным образцом обработки камня.
Фото: shutterstock.com.
Автор: Islam Today