• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Самопожертвование или стремление к совершенству

Время чтения: 5 мин
9923

Самопожертвование означает жертвование собою или собственными интересами на благо других. Согласно моралистам ставить интересы общества выше своих личных интересов. Самопожертвование – это желание, чтобы мирские удовольствия, которыми наделил Аллах, перешли  к кому-нибудь другому, создание для этого организаций и быть наполненным эмоциями и мыслями принимать участие в этом процессе в качестве волонтера.

Самопожертвование бывает нескольких уровней: на первом уровне это предпочтение интересов других, например, не принося вред себе накормить, напоить или одеть другого сам будучи голодным, жаждущим или нуждающимся в одежде; на втором уровне добровольная помощь только ради довольства Аллаха, то есть тут предпочитается довольство Аллаха перед довольством людей, какими бы сложными условия не были; на третьем уровне не ожидание материальной или моральной поддержки, не приписывание себе самопожертвования, а считать, что это от Аллаха. Потому что в основе сам Аллах совершает это действие. Это Всевышний Аллах наделил человека высокой моралью и желанием совершать благодеяние. Этот горизонт соответствует степени пророков. На одну ступень выше этого уровня находится степень посланников Аллаха. Еще на одну ступень выше посланники наделенные Улюль-Азм (великие посланники). И на вершине степень посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Самопожертвованию пропорциональны душевное спокойствие, сострадание и милосердие людям на высоком уровне; противоположны ему высокомерие и эгоизм.

Всевышний Аллах в Коране говорит: «Они дают пищу бедным, сиротам и пленникам, хотя и сами нуждаются в ней, [и говорят]: "Мы даем пищу, только чтобы угодить Аллаху, и не хотим от вас ни вознаграждения, ни благодарности. Ведь мы страшимся Господа своего в тот мрачный, гневный день". Аллах избавил их от бедствий того дня и одарил их процветанием и радостью» (Инсан: 8-11). Самопожертвование это фундаментальное правило нравственности, которое должно быть выполнено не только когда мирские блага в изобилии, но и в трудные времена. Об этом в Коране говорится: «которые расходуют [свои] средства [во имя Аллаха], будь они в достатке или в бедности, которые сдерживают гнев и проявляют снисходительность к людям. Воистину, Аллах любит тех, кто вершит добрые деяния» (Али Имран: 134). Да, эти люди спасли свои сердца от простых ценностей этого мира.

В одном из хадисов сказано: «Некоторые люди из числа ансаров (да будет доволен ими Аллах) попросили у посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) некоторые вещи. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) выполнил их просьбу. Затем снова попросили. И снова посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) выполнил их просьбу. Затем опять попросили и снова дал. При нем ничего не осталось. Затем сказал (да благословит его Аллах и приветствует): “Если у меня будет имущество, я не буду его копить для себя отдельно от вас. Поэтому, кто ведет себя целомудренно и не захочет, Аллах сделает его целомудренным. Кто откажется, Аллах его сделает богатым. Кто будет вести себя терпеливо, Аллах наделит его терпением, которое является самым лучшим из благ”». Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) даже если нуждался в подарках, которые ему дарили, не держал их у себя, а непременно раздавал. Однажды посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) подарили маленькую черную бурку с полосками в виде квадрата. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) обратился к сподвижникам, находившимся рядом с ним: «Кого вы считаете наиболее достойным иметь эту бурку?» никто не дал ответа. В связи с этим он велел привести Умм Халид. Через некоторое время она предстала перед посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Её облекли буркой, затем посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) прочитал ей дуа. Другой пример из жизни посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) касается самопожертвования в еде. Несмотря на потребности своей большой семьи, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) имеющуюся еду в доме раздавал другим нуждающимся. Айша (да будет доволен ею Аллах) сообщает: «Однажды пророк зарезал овцу и захотел раздать мясо нуждающимся. Как-то он спросил: “Что еще осталось из мяса?” Я ответила, что только лопатка. В ответ на это посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Сказала бы, что кроме лопатки вся овца осталась нам”». Этими словами посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) подчеркивает, что в результате самопожертвования ради Всевышнего Аллаха человек ничего не теряет, а напротив Аллах своей милостью может наделить еще большим благом.

Другой формой самопожертвования служит жертва собственной жизнью. Это когда человек ради другого жертвует своим благополучием, спокойствием и даже жизнью. Примером этого является аят Корана, где повествуется о положении колдунов, которые перед лицом жестокости Фараона не променяют любовь к Аллаху и веру на мирскую жизнь и ради веры с легкостью готовы отказаться от мирской жизни: «[Колдуны] ответили: "Мы не отдадим тебе предпочтения перед явившимися нам ясными знамениями и нашим Творцом. Так выноси же свой приговор! Но ведь ты выносишь приговор только в этой жизни. Воистину, мы уверовали в Господа нашего, дабы Он простил нам наши грехи и колдовство, к которому ты нас принудил. Ведь Аллах лучше и долговечнее [тебя]"» (Таха: 72-73).

Другим примером самопожертвования такой формы пережито сахабами в битве при Ярмуке. В этой битве Харис ибн Хишам, Икрима ибн Абу Джахль и Аййаш ибн Аби Рабиа получили тяжелые ранения. Харис попросил воды, и один из солдат принес воду. Однако, когда он услышал, что Икрима тоже просит воды он сказал: «Отдай эту воду Икриме». Когда Икрима брал воду, в этот раз увидел как Аййаш смотрит на него желая воды. Не выпив воды он сказал отдать воду Аййашу. Но когда воду поднесли Аййашу он испустил дух. Водовоз побежал к Икриме, но он тоже отдал душу Аллаху. Водовоз подбежал к Харису, однако к этому моменту он тоже покинул этот мир.

Передается, что Абу Бакр не желал, чтобы верующие попадали в ад и для этого он хотел от Аллаха, чтобы Он увеличил его тело в аду таким образом, чтобы в аду не осталось места для верующих, и он мучился за них, что считается величайшим примером самопожертвования жизнью.

Из вышеизложенного ясно, что самопожертвование это волевой образ жизни; предпочтение бедности и аскетизма достатку. Согласно преданиям, после завоевания Мекки и других городов посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в связи с увеличением доходов обрел материальное изобилие. Но не смотря на это он не поменял свой образ жизни. Он так же продолжал простую жизнь, не ел досыта пшеничного хлеба, днями на его кухне ничего не готовилось. На протяжении жизни он осуществлял волевой альтруизм, проживал аскетическую жизнь, и имущество, которое приходило к нему, тратил ради достатка других. Человек желая довольство Аллаха может на практике предпочитать интересы других людей своим интересам в положении, имуществе и мирских благах. Всевышний Аллах может наделить этой высокой нравственностью того, кого пожелает.

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle