Вероучение

«Религия не сделана вам в усложнение»: что ислам говорит о донорстве

3808

«Религия не сделана вам в усложнение»: что ислам говорит о донорстве

«Аллах не создал ни одной болезни, от которой Он не создал бы лекарства. Если где-то существует болезнь, то обязательно существует и лекарство. Главное, чтобы человек не терял надежды и продолжал бы искать лекарства», - говорит Пророк (мир ему и благословение) в одном из хадисов. Одним из таких средств является донорство (как крови, так и внутренних органов). Что говорит о пересадке и переливании крови шариат? Готово ли российское общество и мусульманская умма принять безвозмездное донорство? Какова этическая сторона вопроса? Для чего нужно разрешение на пересадку? Это лишь часть вопросов, которые подняли участники мусульманского дискуссионного клуба в ходе очередной встречи, темой которого стало донорство.

В качестве экспертов в дискуссии принимали участие Татьяна Стрюкова, начальник юридического отдела Министерства здравоохранения Республики Татарстан, Аклима Ахметзянова, доктор, бывший руководитель Центра переливания крови, и Рустам хазрат Нургалеев, член совета улемов ДУМ РТ. Как отметила Татьяна Стрюкова, Министерство здравоохранения уже не первый год работает в тесном контакте с Духовным управлением мусульман – более десяти лет назад было подписано соглашение о взаимном сотрудничестве.

- Приказы Минздрава РФ и Постановления Правительства РФ регулируют сферу донорства и трансплантологии в нашей стране. «Закон о трансплантации органов и/или тканей» принят еще в 1992 году и с тех пор, безусловно, претерпел значительные изменения, но действует и по сей день. Однако с 2014 года в средствах массовой информации начали обсуждать новый проект закона, который на сегодняшний день еще не принят. Принципиальная новизна этого документа состоит в том, что он предусматривает возможность упорядочения волеизъявления граждан о согласии или несогласии изъятия и пересадки органов или тканей. Конечно, реализация этого закона, если он будет принят, потребует значительных средств для создания единых регистров согласия/несогласия. Также в Федеральном законе есть еще две статьи об основах охраны здоровья граждан РФ, которые регламентируют права и обязанности, возникающие в сфере донорства органов и тканей человека и их трансплантации. Хотелось бы отметить, что заниматься трансплантацией органов и тканей возможно только в государственных учреждениях здравоохранения, не в частных или иных организациях. Перечень объектов трансплантации утвержден Приказом Министерства здравоохранения РФ и РАН, куда входят 24 наименования. В Республике Татарстан, начиная с 1991 года, производятся трансплантации почки, печени, роговицы глаза.

Также стоит отметить, что 100 татарстанцев были отправлены в федеральные учреждения, из них 26 была произведена трансплантация почки. Это очень маленькие цифры, в листе ожидания находится гораздо больше людей, которые страдают тем или иным заболеванием и нуждаются в пересадке органов (в том числе, сердца, легких, печени, почек, роговицы глаза).

«Религия не сделана вам в усложнение»: что ислам говорит о донорстве

- Согласно закону о трансплантации органов и тканей человека запрещена продажа органов и тканей человека. Кроме того, есть специальная статья в УК РФ об ответственности за изъятие с целью продажи, за принуждение изъятия органов и тканей человека.

Некоторое недопонимание, подогреваемое представителями масс-медиа, вызывает закон «О погребении и похоронном деле». В частности, пункт о достойном отношении к телу человека после его смерти. Речь идет о статье 5 «Волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти.

1. Волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти (далее - волеизъявление умершего) - пожелание, выраженное в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме:

о согласии или несогласии быть подвергнутым патолого-анатомическому вскрытию;

о согласии или несогласии на изъятие органов и (или) тканей из его тела;

быть погребенным на том или ином месте, по тем или иным обычаям или традициям, рядом с теми или иными ранее умершими;

быть подвергнутым кремации;

о доверии исполнить свое волеизъявление тому или иному лицу».

- Мы должны быть морально подготовлены, чтобы выразить свою волю, что должно произойти с нашим телом после его смерти. Проект нового ФЗ подразумевает реализацию этого выражения воли, которая, скорее всего, будет более формализована. На сегодняшний день такой формы согласия/несогласия нет.

«Религия не сделана вам в усложнение»: что ислам говорит о донорстве

Однако стоит знать, что на территории Российской Федерации узаконена презумпция согласия: норма, которая позволяет врачам вскрывать тело умершего и изымать объекты трансплантации в пользу тех, кто нуждается, без согласия родственников и без их оповещения. Этот закон вступил в силу относительно недавно – в 2011 году. Согласно этому законодательству и подзаконным актам в Российской Федерации и в ряде других зарубежных государств установления презумпция согласия, если нет достоверных сведений, что умерший при его жизни выразил свою волю тем или иным способом, или его близкие родственники, зная об этом, выразили волю. Если на момент необходимости вскрытия и изъятия органов или тканей это волеизъявление неизвестно специалистам, то в установленном порядке принимается решение об изъятии органов. Все происходит в согласии с законом и прописанными правилами.

- Вся эта процедура, ввиду ограниченного времени жизнеспособности органов, происходит в довольно сжатые сроки. По каждому случаю это индивидуально. Хочется еще раз напомнить, что здесь действует лишь федеральное законодательство. Что касается вскрытия, то есть ряд случаев, когда можно не вскрывать, а когда оно обязательно, несмотря на просьбы родственников. По религиозным мотивам при наличии письменного заявления супруга(и) или родственника или при волеизъявлении самого умершего, сделанное им при жизни, патологоанатомическое вскрытие не производится. О нотариальном заверении не сказано ни слова. Подозрения на насильственную смерть, невозможность установления заключительного клинического диагноза, приведшего к смерти, подозрение на передозировку или непереносимость лекарственных препаратов/диагностических препаратов, смерть в случае с проведением профилактических и прочих мероприятий во время или после операции, при переливании крови или от инфекционных мероприятий, от онкологического заболевания – это часть тех случаев, при которых вскрытие делается в обязательном порядке.

«Религия не сделана вам в усложнение»: что ислам говорит о донорстве

Что же касается точки зрения шариата на этот вопрос? Как отметил Рустам хазрат, ни полностью человека, ни его части нельзя сделать объектом торговли.

- Ничто не может быть, по законам шариата, объектом торговли. Однако есть аяты, где Всевышний Аллах говорит: «Не обрекайте себя на погибель» и «Религия не сделана вам в усложнение». На основе этих аятов богословы вывели следующее решение: если у человека есть возможности удалиться от уничтожения, то нужно это делать. Раз человек не может быть предметом торговли, но при этом имеет право спасать свою жизнь и религиозные постулаты не могут быть преградой для спасения жизни, значит, это запретное может стать разрешенным ровно на столько, сколько это необходимо. Отсюда богословы вывели решение о дозволенности передачи органов человека в дар. Однако богословы не исключили возможности материальных издержек в момент осуществления пересадки органов и восстановления здоровья. К примеру, когда человек сдает кровь, ему дают продукты питания для восстановления. В этом случае человек не продал кровь, он ее подарил, но потерял здоровье, тогда ему помогают восстановить это здоровье за деньги.

Таким образом, шариат разрешает получения денежных средств для восстановления здоровья человека, сдавшего кровь или отдавшего свой орган. Это ни в коем случае не лазейка для черного рынка, для продажи органов.

- Точка зрения здесь одна. Безусловно, есть разные градации болезни, когда можно пересаживать и кто имеет право выдать это разрешение. Однако крайне неприемлемо делать человека объектом для изъятия органов. В связи с этим нужно выработать общую форму для отказа от вскрытия и посмертной трансплантации органов.

«Аллах не создал ни одной болезни, от которой Он не создал бы лекарства. Если где-то существует болезнь, то обязательно существует и лекарство. Главное, чтобы человек не терял надежды и продолжал бы искать лекарства». А разрешать ли трансплантацию своих органов после смерти каждому человеку решать уже самому.

Ильмира Гафиятуллина, Казань

Социальные комментарии Cackle
Home