• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Религия для тебя или ты для религии?

Время чтения: 7 мин
4641

Кому из нас не знакома такая ситуация? Вы приходите в мечеть, чтобы совершить положенную в это время молитву. Общая молитва уже окончилась, поэтому в молитвенном зале почти никого нет. Вы сосредоточенно исполняете намаз, потом – если время позволяет, присаживаетесь, чтобы в тишине неспешно почитать дуа или зикр.

Но тут над вашим ухом раздается вкрадчивый голос: «Брат (или сестра), я вот наблюдал, как ты совершал намаз. А знаешь, что ты неправильно поднимаешь руки/ не так складываешь их (либо неправильно совершаешь еще такое-то действие)?». Если этот непрошенный советчик видит в ваших руках четки, он может сказать: «А ты знаешь, что пользоваться ими нельзя, это дурное новшество (бид’а)?».

Если вы не проявите мудрость и терпение, поблагодарив за совет и просто отойдя в сторону, то дело может кончиться конфликтом.

Другая ситуация. Почти у всех нас есть странички в социальных сетях. Поскольку мы – люди верующие, то и в друзьях у нас люди с соответствующим мировоззрением. И вот заходите вы на страничку какого-то своего виртуального друга  или друга ваших друзей. С фотографии на вас смотрит чрезвычайно благочестивый человек, в статусе у него только аяты и хадисы.

Вы начинаете просматривать то, о чем он пишет, и вам становится не по себе. Все его тексты – это сплошной негатив и критика в чей-то адрес. Вот он цитирует слова известного имама, муфтия или проповедника, сопровождая это уничижительным комментарием: «Посмотрите, что пишет этот невежда (лицемер, грешник), да он понятия не имеет о религии, у него совершенно нет знаний, у него слабая вера…». Далее этот текст комментируют в таком же духе его приятели: «Да не имам он и не муфтий вовсе, а настоящий лицемер и безбожник (вероотступник)!».

Все это более чем знакомо и очень печально. О чем это говорит? Почти наверняка о том, что перед нами люди, которые не желают менять себя ради религии, а, наоборот, желают подстроить религию под себя, под свои страсти и прихоти.

Для чего человеку нужна религия? Чтобы изменить себя, свою жизнь в соответствии с повелениями Всевышнего и таким образом достичь Его довольства. Сюда входит не только тщательное исполнение внешних действий – молитв, постов, раздача милостыни, совершение хаджа, но и внутреннее изменение себя – отказ от вредных привычек, негативных черт характера.

Но, к сожалению, далеко не все люди в состоянии признаться себе, что в их поведении и характере не все благополучно, что им следует поработать над собой. Куда проще закрыть глаза на свои недостатки, а чтобы не испытывать угрызений совести, придумать себе множество самооправданий, прикрываясь внешне благочестивыми целями.

Возьмем вышеприведенные примеры. Чаще всего так себя ведут люди, которые хотят доказать, что они лучше других, которые любят похвастаться и покрасоваться перед окружающими. Каким образом этого проще всего достичь? Нужно найти кого-то, кого можно упрекнуть в невежестве, в плохом соблюдении религии, а то и вообще, в лицемерии и притворстве. Разумеется, на фоне грешников и безбожников очень просто выглядеть настоящим ученым и праведником.

У человека плохие отношения с родителями или с кем-то из родственников. Если раньше он уклонялся от общения с ними, оправдываясь их тяжелым характером. Теперь, когда он считает себя верующим, можно сказать себе, что я не желаю с ними общаться, поскольку они не читают намаз, не едят халяльной пищи. А то и вообще объявить их «неверными» полностью их игнорировать – не звонить им, не навещать их и не прислушиваться к их советам.

И таких оправданий можно придумать множество – на все случаи жизни.

У меня тяжелый, раздражительный характер, я вспыльчивый, плохо держу себя в руках. Теперь у меня есть отличный предлог не извиняться за вспышки гнева и несдержанность. Это у меня ревность за религию – поскольку кругом одни светские люди, которые вызывают во мне такой «праведный гнев». Они неправильно себя ведут, неправильно одеваются, не то едят и пьют, так что я имею полное право высказать им все, что я о них думаю. И это не будет грехом.

Я люблю посплетничать, мне нравится говорить плохо о людях, и этому можно найти оправдание. К примеру, таким образом я открываю другим людям глаза на недостатки каких-то общих знакомых, я люблю правду, поэтому говорю другим людям неприятные вещи.

Если я человек необязательный, часто опаздываю, нарушаю свои обещания, могу попросить в долг, а потом забыть его отдать, не считаю грехом солгать и прихвастнуть, то опять же – можно придумать в оправдание, что быть честным и порядочным нужно только перед единоверцами, а не мусульман – их можно обманывать, не держать данное им слово, брать у них в долг деньги или вещи, а потом не отдавать.

И это не просто предположение. Недавно пришлось общаться с женщиной, которая в отчаянии рассказывала, что ее муж брал деньги в долг у их общих знакомых не мусульман, а теперь не хочет отдавать, утверждая, что не мусульманам долг отдавать не обязательно. Поэтому ей очень неудобно перед этими людьми, но она не знает, как повлиять на мужа.

И уж совсем печальные примеры, которые, к сожалению, очень портят репутацию Ислама. Находятся люди, совершающие насилие и произвол, занимающиеся грабежом или бандитизмом и говорящие в свое оправдание, что это они делают не ради собственной выгоды, не ради власти и денег, а ради борьбы за святое дело Ислама.

Разумеется, мы понимаем, что все это не имеет отношения к Исламу, но люди обычно очень изобретательны, когда им хочется найти оправдание своим дурным делам: они готовы пойти на подлог, на искаженное, неверное толкование аятов или хадисов. Находятся даже корыстные «богословы», готовые выдать «фетву», оправдывающую подобные вещи.

Однако все эти любители приспосабливать религию под свои страсти забывают об одной очень важной вещи. Можно обмануть окружающих. перед которыми ты всю жизнь будешь притворяться благочестивым и праведным, можно обмануть даже самого себя, успокаивая свою совесть тем, что у тебя были самые лучшие намерения.

Но нельзя обмануть Всевышнего! Он «смотрит не на лицо человека, а на его сердце», как говорится в хадисе. Ему известны настоящие намерения человека, Его нельзя обмануть красивыми словами или якобы благими целями, которых мы хотели таким образом достичь.

Так что, если мы не будем честными перед самими собой в этой жизни, нам очень тяжело придется в будущей жизни, где не только мы, но и все остальные увидят нашу истинную сущность, и ни одна из наших тайн не останется сокрытой.

«В тот День вы предстанете перед Аллахом для расплаты, и не одна из ваших тайн, которые вы скрываете, не утаится» (аль-Мунафикун, аят18).

Праведный халиф Умар (да будет доволен им Аллах) советовал людям тщательно следить за своими словами и поступками, мыслями и намерениями, чтобы не оказаться в убытке в Судный день: «Требуйте отчёт у собственной души до того, как потребуют отчёт от вас, ибо тому, кто требует отчёт у самого себя (до отчёта в другом месте и в другое время), расчёт в День воскресения облегчится. Взвешивайте свои души до того, как будут взвешивать ваши деяния. Готовьтесь к Судному дню».

Если человек красиво говорил и учил других правильной жизни, но сам не следовал своим советам, он будет строго наказан за это:

«О те, которые уверовали! Почему вы говорите то, чего не делаете? Велика ненависть Аллаха к тому, что вы говорите о том, чего не делаете» (сура Ас-Сафф, аяты 2-3).

Передается, что Посланник Всевышнего (мир ему) сказал:

«Приведут одного человека и бросят в Огонь, так что горб его будет выдаваться в пламя. Там он будет ходить по кругу, как осел ходит вокруг мельницы. Обитатели Огня соберутся вокруг него и скажут: «О такой-то, что с тобой? Разве ты не призывал нас к благому и не запрещал нам неодобряемое?» Он скажет: «Да, я призывал к благому, но не выполнял это сам; и запрещал вам неодобряемое, но сам совершал это».

Какой вывод можно сделать из вышесказанного?

Всевышний дал людям религию, чтобы они могли усовершенствовать и улучшить себя.

Но иногда люди, к сожалению, не желают честно признаться себе в своих недостатках и отказаться от дурных поступков. Наоборот, они пытаются оправдать их с помощью якобы имеющихся у них благих намерений и ревности к религии. Чтобы избежать этого, следует внимательно взвешивать свои поступки на весах религиозных повелений и запретов – иначе можно оказаться в очень тяжелом положении в будущей жизни.

Анна Кобулова

Социальные комментарии Cackle