Разлуку с Родиной Всевышний Аллах приравнял к самоубийству!
Любовь к родине в свете Священного Корана и словах его толкователей:
Имам Фахр ад-Дин ар-Рази удивительным и красивейшим образом приводит доказательство из Священного Корана относительно любви к родине. Любовь к родине, по мнению Фахр ад-Дина ар-Рази, является естественным чувством, которое глубоко укоренилось в душе человека, и на которое указывает Священный Коран. Всевышний Аллах в Коране сказал: «Если бы Мы предписали им: “Убейте самих себя (пусть невинные убьют беззаконников) или покиньте свои дома”, — то лишь немногие из них совершили бы это»[1].
Данный аят указывает на то, что Всевышний Аллах прировнял разлуку с домом к самоубийству [2]. То есть, как будто Всевышний Аллах говорит: «Если бы Я предписал им одну из двух великих испытаний: либо убить самих себя, либо покинуть свои дома, то они не совершили бы это».
Разлука с родиной, по мнению ученых и мудрецов, является очень сложным делом, которое, по боли, приравнивается к самоубийству. Это указывает на то, что любовь к родине является сильным чувством, которое глубоко укоренилось в человеческом сердце.
Великий ученый Мулла Али аль-Кари в своей книге «Миркат аль-мафатих» сказал: «Разлука с родиной является самым большим испытанием. Не зря Всевышний Аллах после Своих слов «и изгоняйте их оттуда, откуда они вас изгнали»[3] сказал: «Искушение хуже, чем убийство»[4].
Любовь к родине в свете пророческих хадисов и словах их толкователей:
Бухари, ибн Хиббан и Тирмизи привели хадис со слов Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, в котором он сказал: «Каждый раз, когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, возвращаясь с путешествия, видел стены [города] Медины погонял своего верблюда, чтобы быстрее войти в Медину, ибо он любил ее».
Данный хадис указывает на то, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, любил свою родину (Медину) настолько сильно, что спешил к ней после путешествий.
Ибн Хаджар аль-Аскалани в своей книге «Фатх аль-бари фи шарх сахих аль-Бухари» относительно толкования данного хадиса сказал: «Данный хадис указывает на достоинство Медины, а также на то, что разрешается любить родину и скучать по ней»[5]. Такое же мнение высказал и Бадр ад-Дин аль-‘Айни в своей книге «Умдат аль-кари’»[6].
Данный хадис указывает на одну из пророческих сунн, которая соседствует с другими благородными суннами, связанными с поклонением, нравственностью и воспитанием, хорошим отношением с людьми и другими пророческими ценностями, которые строят личность мусульманина должным и полным образом.
Имам аз-Захаби в своей книге «Сийар а‘лам ан-нубала’» сказал: «Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, любил Аишу, ее отца [Абу Бакра, да будет доволен им Аллах], Усаму [один из его сподвижников], двух своих внуков [Хасана и Хусейна], сладости, мёд, гору Ухуд, свою родину, а также Ансаров и много других людей и вещей, которых невозможно сосчитать, и которые необходимы верующему человеку»[7].
По мнению ученых, любовь к родине является серьезным испытанием для путешественника. Ахмад и ат-Табарани привели хадис со слов ‘Укбы ибн ‘Амира аль-Джухани, в котором Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мольба (ду‘а) троих непременно будет принята: мольба родителей за детей, путешественника и мольба угнетаемого за угнетающего». Причиной тому, что Всевышний Аллах ответит на мольбу путешественника, служит то, что он переживает и скучает по своей родине и семье.
Всевышний Аллах заложил в каждое Свое творение естественную тягу к своей родине и своему дому. Если поразмыслить это, то можно обнаружить, что не только человек, но и другие творения Всевышнего Аллаха тянутся к своему дому. К примеру, льва и львят тянет к своему логовищу, верблюда тянет к своему дому, муравья к муравейнику, а птиц тянет к своему гнезду. Ибн аль-Джавзи, да помилует его Аллах, в своей книге «Мусир аль-гарам ас-сакин иля ашраф аль-амакин» написал: «Родина – всегда любима»[8].
Следует отметить, что Раби‘а аль-Басри написал книгу под названием «Ханин аль-ибиль иля аль-автан» (Тоска верблюда по родному дому). Что же после этого можно сказать о тоске человека к своей родине?
Из всего вышесказанного выходит, что человек, который является более совершенным творением Всевышнего Аллаха, должен любить, ценить и защищать свою родину больше, нежели другие творения Аллаха.
Любовь к родине с точки зрения правоведов (факихов):
Ученые, объясняя мудрость совершения хаджа (паломничества) и причину большой награды за хадж, указывают на то, что человек, совершающий хадж, воспитывает свою душу тем, что покинул свою родину. Имам аль-Карафи в своей книге «аз-Захира» сказал: «Одним из преимуществ хаджа является то, что человек, совершающий хадж, воспитывает свою душу, покидая свою родину»[9].
Любовь к родине с точки зрения праведников и приближенных к Аллаху людей:
Все праведники проявляли любовь к своей родине. Абу На‘им в своей книге «Хулийя аль-аулийа» передал со слов аз-Зуххада, что Ибрахим ибн Адхам сказал: «Я никогда не чувствовал испытание больше, чем разлуку с родиной»[10].
Любовь к родине с точки зрения мудрецов:
Аль-Асма‘и сказал: «Верблюда тянет к своему дому, даже если он далеко от дома. Птицу тянет к своему гнезду, даже если ее гнездо разрушилось. Человека же тянет к его родине, даже если другая страна приносит ему больше пользы, чем его родина»[11].
Ад-Дайнури в своей книге «аль-муджаляса» сообщил о том, что аль-Асма‘и сказал: «Однажды я услышал бедуина, который сказал: “Если ты хочешь узнать человека, то посмотри на то, как он тоскует по своей родине, как он скучает по своим братьям и как он плачет за проведенные им [впустую] годы”»[12].
[1] Коран, сура ан-Ниса 66.
[2] См. Фахр ад-Дин ар-Рази «ат-тафсир аль-кабир» 15/165.
[3] См. Коран, сура аль-Бакара 191.
[4] См. Коран, сура аль-Бакара 191.
[5] См. Ибн Хаджар аль-Аскалани «Фатх аль-Бари фи шарх сахих аль-Бухари» 3/621.
[6] См. Бадр ад-Дин аль-‘Айни «Умдат аль-кари’» 10/135.
[7] См. Аз-Захаби «Сийар а‘лам ан-нубала’» 15/394.
[8] См. Ибн аль-Джавзи «Мусир аль-гарам ас-сакин иля ашраф аль-амакин» 75.
[9] См. Аль-Карафи «аз-Захира» 3/194.
[10] См. Абу На‘им «Хулийя аль-аулийа» 7/380.
[11] См. Аль-Асма‘и «аль-макасид аль-хасана» 297.
[12] См. Ад-Дайнури «аль-муджаляса ва джавахир аль-‘ильм» 1/60.
Усама ас-Саййид Махмуд аль-Азхари