Признаки особых людей, о которых поведал Посланник Аллаха ﷺ
Фото: elements.envato.com/ DS-Studio-N
Предание
Хазрати Али (р.а.) сообщает:
“Однажды Посланник Аллаха ﷺ позвал меня к себе и сказал мне:
“О Али! Твоя близость ко мне подобна близости пророка Харуна к Мусе (алейхи салям). Но только после меня другой пророк не придет. Я оставлю тебе мои заветы. Если послушаешься, то будешь одним их благодарных и станешь свидетелем. Аллах Всевышний в Судный день воскресит тебя ученым и факихом”.
Затем он продолжил:
“О Али! У мумина есть три признака:
1– Чтение намаза,
2– Соблюдение поста-уразы,
3– Подача милостыни.
Лицемер – мунафик тоже имеет три признака:
1– Когда читает намаз прилюдно, он как следует выполняет поясные и земные поклоны и другие рукны намаза; а когда один читает намаз на все это он не обращает внимания.
2– Когда его хвалят, он исполняет все свои дела с радостью, с большим желанием.
3– Рядом с другими он поминает Аллаха Всевышнего, а оставшись один, забывает.
У мунафика имеются еще три признака:
1– Слова, сказанные им, – ложь.
2– Он не держит данного слова.
3– Он не возвращает аманаты, то есть вещи, данные ему на доверительное хранение.
Залиму (тирану) тоже присущи три признака:
1– Он подвергает гнету тех, кто ниже его.
2– При возможности силой отбирает чужое имущество.
3– Он не заботится о том, чтобы его одежда и еда были халяльными.
Завистникам свойственны три вещи:
1– Прилюдно он льстит человеку.
2– Злословит о каждом за его спиной.
3– Он радуется чужому несчастью.
Фото: elements.envato.com/ Rawpixel
Ленивые также имеют три особенности:
1– Он проявляет лень в поклонении Аллаху Всевышнему.
2– Он совершает ибадаты без должного прилежания, и все его дела уходят в пустую.
3– Он откладывает намазы и даже пропускает их время.
Покаявшийся человек тоже имеет три признака:
1– Он остерегается харамов, всего запретного.
2– Он стремится к получению религиозных знаний.
3– Его возврат к тому греху, от которого он покаялся, так же невозможен, как невозможно вернуть грудное молоко обратно в грудь.
Умный человек тоже отличается тремя признаками:
1– Он не придает значения бренному миру.
2– Он постоянно испытывает трудности.
3– В трудные времена он проявляет терпение.
Терпеливый человек также имеет три особенности:
1– Он навещает тех, кто не навещает его, укрепляет родственные связи.
2– Он дает тем, кто лишает его.
3– Он не сопротивляется угнетателям.
Имеется три признака глупого человека:
1– Он проявляет лень в исполнении повелений Всевышнего Аллаха и обязательных предписаний.
2– Часто произносит пустых слов.
3– Притесняет сотворенных Аллахом.
Счастливый человек также имеет три особенности:
1– Он ест халяльную пищу.
2– Присутствует на ученых собраниях в своем городе.
3– Пятикратный намаз он читает вместе с джамаатом.
Фото: elements.envato.com/ Dobbidodarr
Несчастный человек отличается тремя признаками:
1– Он ест харамную пищу.
2– Он далек от религиозных знаний.
3– Он предпочитает читать намаз в одиночестве.
У добродетельного человека имеются три свойства:
1– Он торопится исполнять повеления Всевышнего Аллаха.
2– Сторонится всего запретного.
3– На причиненное ему зло он отвечает добром.
У плохого человека тоже есть три признака:
1– Он проявляет беспечность в исполнении повелений Всевышнего Аллаха.
2– Он всем наносит вред.
3– Он отвечает злом тому, кто делает ему добро.
Праведники имеют следующие три свойства:
1– Они добрыми делами исполняют свой завет с Аллахом.
2– Своими знаниями они делают Ислам сильнее.
3– Он желает другим того же, чего желает себе.
У благочестивого человека также есть три признака:
1– Он старается не находиться рядом с плохими людьми.
2– Он избегает лжи.
3– Из опасения сделать что-то запретное, он избегает всего сомнительного.
У грешника тоже имеется три признака:
1– Он часто поступает неправильно, совершает ошибки.
2– Он занимается танцами и музыкой.
3– Он бывает забывчивым.
Человек с черной душой имеет три свойства:
1– Он безжалостен к слабым.
2– Он не довольствуется малым.
3– На него не воздействуют проповеди и наставления.
Внешние признаки веры и неверия, упомянутые в Коране
Шамседдин Сиваси «Предания о четырех халифах»