Примет ли Всевышний намаз, пропущенный по причине сна?
Пророк (мир ему) сказал: «Кто полюбит человека ради Аллаха благодаря справедливости, которая явилась от него, в то время как в знании Аллаха он является одним из обитателей ада, того Аллах вознаградит за его любовь к нему, как вознаграждает тех, кто любит обитателей рая.
Кто разгневается на человека ради Аллаха из-за несправедливости (притеснения), которое явилось от него, в то время как в знании Аллаха он является одним из обитателей рая, того Аллах вознаградит за гнев к нему, как вознаграждает тех, кто гневается на обитателей ада».
Сообщается, что Всевышний Аллах сказал Мусе (мир ему): «О Муса, совершал ли ты когда-нибудь деяние ради Меня?». Муса (мир ему) сказал: «О мой Господь, я ради Тебя совершал молитву, соблюдал пост, подавал милостыню и поминал Тебя».
Всевышний Аллах сказал: «Намаз является для тебя доказательством, пост - щитом, садака - тенью, а зикр - светом. Если так, то, какое деяние ты совершил ради Меня?».
Муса (мир ему) сказал: «О, мой Господь, научи меня деянию, которое будет ради Тебя».
Всевышний Аллах сказал: «О Муса, приобрел ли ты ради Меня друга или врага?». После этого Муса (мир ему) узнал, что лучшим деянием является любовь и гнев на пути Аллаха».
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передал, что Пророк (мир ему) сказал: «Поистине, Всевышний Аллах не смотрит на ваш внешний вид, ваше имущество. А смотрит Он на ваши сердца и деяния».
’Айша (да будет доволен ею Аллах) передала, что Пророк (мир ему) сказал: «Кто стремится снискать благоволение Аллаха, навлекая на себя негодование людей, тем будет доволен Аллах и довольны люди. Кто стремится угодить людям, навлекая на себя при этом гнев Аллаха, на того будет гневаться Аллах и люди».
Тамим Дари (да будет доволен им Аллах) передал от Посланника Аллаха (мир ему), который сказал: «Есть пять вещей. Тот, кто придет с ними в Судный день, не будет отдален от рая: проявление искренности к Аллаху, к Его Посланнику, к Его Книге, к правителям мусульман и ко всем людям вообще».
Однажды Пророк (мир ему) сказал: «Знайте, что религия есть проявление искренности». Его спросили: «По отношению к кому?». Он (мир ему) сказал: «По отношению к Аллаху, к Его Посланнику, к Его Книге и ко всем мусульманам вообще».
Факих сказал: «Проявление искренности по отношению к Аллаху - это вера в Аллаха Та’аля и призыв к этой вере других. Проявление искренности к Посланнику Аллаха - это вера в Посланника Аллаха и во все то, что ниспослал ему Всевышний Аллах, а также совершение деяний в соответствии с его сунной и призыв к этому людей.
Проявление искренности мусульманина по отношению к Его Книге состоит в том, чтобы читать ее и совершать деяния согласно установлениям этой книги. А также желать, чтобы все люди читали эту книгу и применяли ее установления на практике.
Проявление искренности по отношению к правителям мусульман - в том, чтобы подчиняться их приказам и запрещать для себя то, что запрещают они. Призывать их к благому и удерживать от плохого. Не выходить против них с мечом.
А что касается проявления искренности по отношению к мусульманам, то состоит в следующем: желать для них того же, чего ты желаешь самому себе. Не желать для них того, чего не желаешь себе».
Факих сказал: «Если человек, который имеет привычку вставать во время сахара, совершать омовение и читать намаз, ляжет спать, вознамеревшись встать ночью на намаз, и не встанет до рассвета и проснется опечалившимся за пропуск этого намаза и пожелает возвращения этого времени, то, поистине, его запишут как совершившего намаз.
Благодаря своему намерению он достигнет наград того, кто встает на намаз ночью. Если человек, который постоянно не встает ночью на намаз, встанет, думая, что рассветает, совершит омовение, придет в мечеть и, узнав, что еще не рассветает, скажет самому себе: «Если бы я знал, что еще не рассветает, тогда бы я не вставал со своей перины», - то его запишут как спящего, даже если он бодрствует».
Из книги "Танбихуль гафилин"