Последнее, что услышит умерший после своего погребения
Когда умирает кто-либо из мусульман, на остальных верующих ложится ответственность (фард кифая) за его подготовку к захоронению, чтение джаназа-намаза (погребальной молитвы) и само захоронение. Если этот фард выполнит один или несколько мусульман, то с остальных ответственность снимается, если же никто этого не сделает, все будут грешны перед Всевышним.
Такой обряд, связанный с похоронами, основывается на шариате и берёт своё начало ещё с пророка Адама (а.с.):
«После того, как Адам скончался, спустились ангелы с саваном и благовониями из Рая. Они омыли пророка, завернули в саван и нанесли на его тело прекрасно пахнущие благовония. Потом совершили над ним заупокойную молитву, поместили в выкопанную ими могилу и, закрыв тело глиняными плитами (или подобием досок, преграждая прямой контакт земли с телом умершего), засыпали землёй. Когда ангелы завершили своё дело, обратились к потомкам Адама: «То, что мы сделали, является вашей сунной (традицией), установленной Аллахом (из шариата). Отныне подготавливайте и хороните своих умерших таким образом, как это сделали мы!» (Ахмад бин Ханбал, «Муснад», 136).
![](/static_new/images/placeholder.png)
После установления носилок с телом покойного на землю возле могилы, при наличии возможности, собравшимся следует присесть. Садиться до этого и оставаться на ногах после этого считается макрух (нежелательным).
Умершего укладывают в могилу на правый бок в сторону киблы, развязывают верёвки на саване при их наличии. Те, кто укладывают тело в могилу, произносят «Бисмилляхи уа аля милляти Расулюллах», что означает «С именем Аллаха мы хороним тебя на религии Посланника Аллаха!».
Будет хорошо, если после завершения похорон кто-то останется на некоторое время у могилы и прочтёт суры из священного Корана. Обычно читаются суры «Аль-Мульк», «Аль-Вакиа», «Аль-Ихлас» и муаввиззатайн (2 суры защиты) – «Аль-Фаляк» и «Ан-Нас». Потом читается «Аль-Фатиха» и начало сура «Аль-Бакара».
Вознаграждение (савабы) от прочитанного посвящаются этому покойному и душам всех остальных верующих, похороненных на этом кладбище. В конце возносится мольба Всевышнему за прощение грехов ныне умершего.
![](/static_new/images/placeholder.png)
Пришедшим на похороны не следует спешить расходиться сразу, как только будет брошена последняя горсть земли.
Поскольку душе покойного нужно время, чтобы привыкнуть к новой реальности и подготовиться отвечать на вопросы ангелов, которые явятся к нему в тот же миг, как люди покинут его могилу:
«Когда завершался обряд погребения, Посланник Аллаха ﷺ задерживался у могилы и говорил остальным: «Просите у Аллаха прощения для этого человека и чтобы Господь помог ему ответить на вопросы Мункара и Накира. Поистине, сейчас он будет спрошен» (Бухари);
От Анаса бин Малика передаётся, что Пророк ﷺ сказал: «Когда раба кладут в могилу, и его покидают друзья, он услышит стук их сандалий (их уходящие шаги). Тогда к нему приходят два ангела, усаживают его и спрашивают: «Что ты говорил по поводу Мухаммада?». Что касается верующего, то он скажет: «Я свидетельствую, что он раб Аллаха и Его посланник». Тогда его обрадуют: «Посмотри на твоё место в огне! Аллах заменил его тебе на место в Раю!». И он увидит эти оба места» (Бухари, Муслим).
Обряд «талкин»
«Талкин» в отношении усопшего – это обряд, проводимый у изголовья могилы мусульманина после его захоронения. Он несёт в себе смысл напоминания покойному о единобожии. Его проведение является желательным действием, поскольку это указано в хадисах, трудах учёных и практике мусульман:
«От Саида бин Абдуллаха аль-Авади передаётся: «Я видел, как Абу Умама аль-Бахили, находясь в предсмертной агонии, сказал: «Когда я умру, поступите со мной, как повелел Посланник Аллаха ﷺ: «Когда умрёт кто-либо из ваших братьев, и вы приравняете землю на его могиле, пусть один из вас встанет у его могилы и скажет: «О, такой-то сын такой-то!», поистине, покойный слышит, но не отвечает. Затем читающий пусть скажет: «О, такой-то сын такой-то!», и тогда покойный сядет. Затем пусть читающий еще раз скажет: «О, такой-то сын такой-то!», и тогда тот скажет: «Наставь нас», но вы не услышите этого. Тогда пусть читающий скажет: «Ты помни то, с чем ты покинул этот мир, – свидетельство, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха и, поистине, Мухаммад – Его раб и посланник, и что ты был доволен Аллахом как Господом, исламом как религией, Мухаммадом как пророком, Кораном как наставлением». После этого ангелы Мункар и Накир возьмут друг друга за руки и скажут: «Пойдём! Для чего нам допрашивать того, кому подсказали его ответы?..» (Табарани).
![](/static_new/images/placeholder.png)
Таким образом, последнее, что доведётся услышать умершему – это полезное наставление от единоверцев и их отдаляющиеся шаги после исполненного перед ним братского долга. Пусть Всевышний дарует благой исход каждому верующему…
Автор: Айна Замаева