Посещая мечеть, помните об этих вещах! (Касается всех мусульман)
Многие прихожане не задумываются или даже не догадываются о некоторых вещах, приходя в мечеть на молитву. Это проблемы, с которыми имамы сталкиваются на своём посту ежедневно. Верующим следует обратить на них внимание, дабы привести в порядок духовное и общественное положение Уммы. Ведь состояние мечети и собрания в ней – показатель состояния общины в целом. Поэтому, посещая мечеть, помните о следующих вещах:
1. Адаб вхождения в мечеть и пребывания в ней.
Известно, какую молитву читают при вхождении в мечеть, и с какой ноги нужно переступать её порог. Это внешний адаб – этикет. Однако имамы стали замечать, что некоторые прихожане «проскальзывают» в мечеть, не отрываясь от экранов своих телефонов. То есть переступают порог дома Аллаха без благоговейности и трепета, без минимального духовного настроя.
А ведь предполагается, что порог мечети – это граница между мирскими делами и делами ахирата. Мирское должно оставаться снаружи как мечети, так и мыслей прихожан.
2. Носки.
Да, про носки слышали многие и не раз. На дверях мечетей висят строгие объявления, призывающие к порядку. Но некоторые пытаются оспорить его, в связи с отсутствием указаний по этому поводу в религии, однако прислушаться следует. Тем более, что религия тут не причём. Существует этикет, менталитет, порядки, банальное уважение к соприхожанам и, конечно же, к уборщикам мечетей, которые приводят в порядок огромную площадь (к тому же, обычно это пожилые женщины). Это не так-то просто!
В нашей стране, в связи с климатическими и традиционными особенностями, полы мечетей устланы коврами. Учитывая, что прихожан много, и все люди разные, лишь мытьё ног не поможет. Ведь у кого-то, например, если не грибок, то может быть есть мозоль, которая шелушится, и её отмершие частицы обязательно попадают на ковёр. Согласитесь, это очень не приятно! Да и вид босых ног менее эстетичен, нежели одетых в чистые носки. А раз существует общепринятый порядок пребывания в носках ради соблюдения чистоты, то к чему возмущения?
Лучше следовать правилам хорошего тона и сохранять единство. Ведь не зря Сунна призывает нас даже к полному омовению перед Джума-намазом, когда количество молящихся в мечети очень большое, а доставление неприятности любого вида порицается и даже может считаться грехом.
3. Неуважение к имаму.
Это одна из важнейших проблем духовного характера, распространившаяся в наши дни по причине невежества и безнаказанности. Проявлять неуважительное отношение к имаму, если даже испытываешь к нему неприязнь, недопустимо высоконравственному верующему человеку.
Порой имамы могут проявлять резкость в порицании, не позволяют спать в мечети, делают иные замечания, что задевает самолюбие прихожан. Разумеется, у хазратов есть причины и права на это. Например, молодежь и приезжие люди жалуются, что им не разрешают спать в мечети или подолгу засиживаться в ней. Когда же их просят уйти, они начинают спорить, приводить хадисы, повышать голос и даже проклинать имамов.
Кому разрешено спать в мечети? >>
А что было, когда мечети закрылись из-за пандемии? Какие только слова не прозвучали в адрес хазратов, вплоть до обвинения в неверии и трусости! Хотя у них сердца обливались кровью из-за того, что они были вынуждены закрывать двери перед носом своих прихожан.
Нужно понимать: мечеть не проходной двор, где можно делать, что захочется. У неё есть руководство, которое отвечает за безопасность, порядок и чистоту. Тем более этого требуют сегодняшние обстоятельства. Ибо нравственность и богобоязненность ослабли, а невежество и дерзость распространяются с высокой скоростью. Отсутствует повиновение и уважение к старшим. Ведь были случаи и краж, и смут, и даже убийств в домах Аллаха. Конечно, такие меры будут приниматься. Следует относиться с пониманием и не сравнивать времена Пророка (мир ему) и халифов с нашим временем. Тогда были единство, строгость, законы, предусматривающие суровое наказание, люди знали друг друга.
Также к неуважению, невежественности и греху относятся такие действия, как чтение сунна, нафиль намазов во время хутбы в день пятницы. Ведь такое может произойти, если человек не успел прийти до её начала. В таком случае будет правильным, оставить сунна, нафиль намазы и слушать хутбу в умиротворении, примкнув к остальным.
Имамы являются пастухами для своих прихожан и в уважении к ним есть много благ, а в терпении – довольство Аллаха. И в Коране сказано: «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас!» (сура «ан-Ниса», 59 аят).
4. Снова об одежде.
Наверное, уже всем известна норма одеяния, которая дозволена мусульманам. Какие части тела считаются ауратом – обязательными для покрывания, и что открытие их при чтении намаза могут нарушить его. Однако всё ещё выявляется актуальность этой проблемы. Низко сидящие, узкие брюки, короткая футболка, шорты... Если мусульманин приходит в мечеть и вообще встаёт на молитву в неподобающем виде, напрашивается вывод, что такая его одежда не годится и для повседневной носки. Значит, нужно срочно обратить внимание на свою духовность!
5. Забота о делах мечети.
Мечеть – это не собственность имама, который зовёт желающих к себе в гости. Мечеть – это храм всех верующих мусульман, а имам лишь руководитель в ней. Ему одному не справиться со всем проблемами, связанными с коммунальными платежами, ремонтом, уходом за территорией и прочее. Мечеть без всего этого не может нормально функционировать. Каждый день её посещают сотни людей, и, конечно, там нужны свет, чистота, порядок, отопление, приятный внешний облик, исправные коммуникации санузлов, чистая территория, если она есть (посадка и полив деревьев, особенно в жаркие дни, уборка снега).
Мечети как могут выживают за счёт тех денег, которые оставляются в ящике для милостыни. При этом они ещё должны выделяться и нуждающимся.
Как-то один хазрат с горечью в сердце выговорился: «Удивительно то, как молодёжь любит оспаривать своё право на провождение времени в мечети (спать, сидеть подолгу), апеллируя тем, что это дом Аллаха, но при этом ни рубля не положат в ящик для милостыни, чтобы его содержать! Хотят сидеть в тепле и уюте за счёт средств тех, кого они видят ниже себя.
Мечеть в основном живёт на средства, оставленные мусульманами, которых принято называть этническими, заходящими в мечеть лишь по таким поводам, как имянаречение, вопросы похорон или просто, чтобы им прочли молитву. А ведь за одну небольшую мечеть с медресе при ней только за электричество начисляется несколько десятков тысяч рублей в месяц! Если прибавить отопление и все другие траты, то выходит неподъёмная сумма. Так, некоторые мечети вынуждены жить с большими долгами, ожидая чуда. Начитанные и, казалось бы, с любовью говорящие о доме Аллаха мусульмане, к сожалению, на деле мало что делают для него или вовсе ничего не делают».
Никто из имамов не станет требовать с прихожан денег, однако сами прихожане должны заботиться о делах мечети и справляться у имамов о возможных проблемах. Стыдно, что мы ходим в мечети, осознанно веря в Аллаха, а дела наши скудны и не похвальны.
Разве плохо было бы каждый раз оставлять хотя бы 5-10 рублей в пользу дома Аллаха, избавляясь от гремящей мелочи в карманах, или предлагать помощь по решению других его проблем? Помните: там, где есть мусульмане, всё всегда должно быть на высшем уровне!
Можно ли на месте мечети построить дом? >>
Айна Замаева